УРОК 55. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

0
653

1. Диктант (упражнение 204).

2. Исследовательская работа.

– Прочитайте теоретические сведения на с. 87 учебника и подготовьте ответы на следующие вопросы:

Почему существительные на –мя, а также путь называются разносклоняемыми?

Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их.

В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го склонения?

Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам?

– Просклоняйте по падежам разносклоняемые существительные время и путь.

– Обратите внимание на окончания косвенных падежей. Что общего и различного? (Окончания совпадают, но у слова путь они ударные).

– Сделайте вывод. (В окончании разносклоняемого существительного будет та же гласная, что и в слове путь в том же падеже.)

– Вспомните такие же подсказки для каждого склонения и заполните таблицу (упражнение 205).

3. Упражнения 206–208.

4. Итог урока.

– Сейчас я прочитаю стихотворение А. Хайта. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу.

В стародавнее древнее …

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое …

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове …,

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевать седло и … –

Необразованное было это … .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их … забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …,

Что кислород всегда поддерживает …

Над тем, как в булку превратить простое …,

С утра до вечера они чесали …

– К какому склонению относятся разносклоняемые существительные? Обоснуйте.

Домашнее задание: выучить разносклоняемые существительные; придумать с ними рассказ (по желанию); упражнение 209.