1. Исследовательская работа.
– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать, –
Эти сложные слова
Не выносят буквы А.
А поставишь букву О –
Скорость будет – ого-го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море – мореход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е – тогда
Каждый скажет: «Это – да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения:
О/А |
Е/И |
сам..лет |
каш..вар |
пар..воз |
стал..вар |
пар..ход |
кон..вод |
мор..ход |
– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).
2. Упражнения 167, 168.
3. Самостоятельная работа в парах.
На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.
Карточки
вод..провод земл..трясение гром..отвод вод..мерка земл..делие дожд..мер жизн..описание груз..подъемник |
о е о о е е е о |
картофел..копалка каш..вар книг..печатание корабл..строение лед..ход машин..строение нефт..провод овц..водство |
е е о е о о е е |
пар..ходство растени..водство ча..питие басн..писец власт..любие кон..водство песн..пение чест..любие |
о е е о о е о о |
вод..пой язык..знание стал..вар гряз..лечение хлеб..резка газон..косилка птиц..лов пеш..ход |
о о е е о о е е |
овощ..хранилище черн..морец сад..водство птиц..фабрика газ..провод прав..писание олен..водство лед..кол |
е о о е о о е о |
После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.
4. Итог урока.
– Что такое сложные слова?
– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?
– От чего зависит выбор соединительной гласной?
Домашнее задание: упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу: