1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание для всех карточек – вставить пропущенные буквы, найти «четвертое лишнее».
К а р т о ч к а 1.
Хоть пруд пруди
Кот наплакал
Тьма-тьмущ..я
Ябл..ку негде упасть
К а р т о ч к а 2.
Во все лопатки
Сл..мя голову
Черепашьим шаг..м
В мгновение ока
К а р т о ч к а 3.
Слово в слово
Тютелька в тютельку
Вилами на в..де писано
Комар носа не п..дточит
К а р т о ч к а 4.
Попасть впросак
Попасть на с..дьмое небо
Попасть в п..ределку
Попасть в переплет
3. Работа с карточками, подготовленными дома.
Учащиеся обмениваются карточками, на которых зашифрованы фразеологизмы, с соседями по парте. Задача – расшифровать фразеологизм, придумать с ним предложение, указать, каким членом предложения является. (Учащиеся могут пользоваться фразеологическим словарем.)
4. Творческая работа.
– Всем нам известно выражение «Из песни слов не выкинешь». Что оно означает?
– Фразеологизмы – устойчивые, веками сложившиеся сочетания слов. Эти словосочетания в обычной речи не допускают никаких вариантов. Но бывали случаи, когда художники слова в интересах большей изобразительности разрушали фразеологизмы самым, казалось бы, непозволительным образом. Например, фразеологизм как мухи мрут Н. В. Гоголь преобразовал в выражение: все как мухи выздоравливают.
– Сейчас я буду называть преобразованные фразеологизмы. Ваша задача – угадать исконный вариант и записать его.
1) В этом деле легавую собаку съел.
2) Из мухи делать протодиакона.
3) Спит как из ведра.
4) Зарубить на подбородке.
5) Денег гуси не клюют.
Затем учащиеся объясняют орфограммы в записанных фразеологизмах.
5. Объяснительный диктант (по упражнению 105).
Класс с помощью учителя объясняет правописание пропущенных букв в первом предложении, затем записывают его под диктовку. Аналогичная работа проводится с остальными предложениями. Это позволит предупредить возможные ошибки.
Задание: подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения.
Внеклассное мероприятие по фразеологии
«Газета-альманах»
Класс делится на 8 групп. Каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, земля, каша, голова, рука, собака, жизнь), по которой должна будет выпустить газету. Затем учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и творчески (рисунок, стихотворение, ребусы и т. д.) отображают эту информацию в своей газете. После того как все газеты будут готовы, учитель склеивает их в одну (шапка – верхний левый угол – заготовлена учителем заранее). Получается газета-альманах «Люди говорят…».
Люди говорят… |
… о голове |
… о руках |
… о воде |
… о хлебе |
… о каше |
… о жизни |
… о собаках |
… о земле |