1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся обмениваются карточками, составленными дома, выполняют задание. Взаимопроверка.
2. Наблюдение.
1. Коллективное наблюдение.
На доске написаны слова:
Кто?
Какой?
Что?
Сколько?
– Это вопросительные местоимения. Как вы думаете, для чего они служат?
– Какие именные части речи заменяет каждое из этих местоимений?
–Устно просклоняйте местоимения кто и что. Сравните их с падежными вопросами имени существительного. Сделайте вывод.
2. Самостоятельное наблюдение (с. 171, упражнение под звездочкой).
3. Упражнение 407.
4. Орфоэпическая разминка (по упражнению 408).
5. Лингвистическая задача.
– Послушайте стихотворение.
– Определите, каковы в них значения вопросительных местоимений.
Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге, вижу я…
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою,
И положен сюда зачем?
(А. С. Пушкин.)
6. Диктант.
1. Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?
2. Что возвратить нельзя?
3. Снег на полях, лед на реках.
Ветер гуляет. Когда это бывает?
4. Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
5. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
Задание: подчеркнуть вопросительные местоимения.
Домашнее задание: упражнение 409.