УРОК 113. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

0
490

1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся обмениваются карточками, составленными дома, выполняют задание. Взаимопроверка.

2. Наблюдение.

1. Коллективное наблюдение.

На доске написаны слова:

Кто?

Какой?

Что?

Сколько?

– Это вопросительные местоимения. Как вы думаете, для чего они служат?

– Какие именные части речи заменяет каждое из этих местоимений?

–Устно просклоняйте местоимения кто и что. Сравните их с падежными вопросами имени существительного. Сделайте вывод.

2. Самостоятельное наблюдение (с. 171, упражнение под звездочкой).

3. Упражнение 407.

4. Орфоэпическая разминка (по упражнению 408).

5. Лингвистическая задача.

– Послушайте стихотворение.

– Определите, каковы в них значения вопросительных местоимений.

Цветок засохший, бездыханный,

Забытый в книге, вижу я…

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою,

И положен сюда зачем?

(А. С. Пушкин.)

6. Диктант.

1. Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое лень?

2. Что возвратить нельзя?

3. Снег на полях, лед на реках.

Ветер гуляет. Когда это бывает?

4. Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

5. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

Задание: подчеркнуть вопросительные местоимения.

Домашнее задание: упражнение 409.