Цел и:
1. Раскрыть представления средневековых людей об окру-
жающем мире.
Показать роль христианства в развитии литературы, искус-
ства, просвещения.
Ознакомить с искусством рукописной книги, в частности
книжной миниатюры.
♦ Основные понятия и термины: книгопечатание, капел-
ла, инициалы, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы,
гимны.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Так как содержание прошлого урока не связано с новым материа-
лом, в ходе проверки учитель предлагает учащимся ответить на следую-
щие вопросы и выполнить задания:
=> Показать на карте границы расселения славян.
=> Охарактеризовать занятия славян в середине I века н. э.
=> Как возникли славянские государства? Показать их на карте.
=> Рассказать об образовании славянских государств: Болгар-
ском, Чешском, Польском, Великоморавском.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Представления людей об окружающем мире в период ран-
него Средневековья.
2. Каролингское возрождение.
3. Влияние христианства на развитие культуры в области ли-
тературы, образования, искусства рукописной книги.
1. Представления людей об окружающем мире в период
раннего Средневековья.
Учитель в рамках учебника раскрывает данный вопрос, привле-
кает иллюстрацию учебника (с. 45).
Учащиеся приходят к выводу: восприятие окружающего
мира было полностью религиозным. Причины этого крылись в сле-
дующем:
низкий уровень развития науки и техники;
изолированность жизни в деревнях и замках;
42
– развитие народа, страны, окружающего мира было проник-
нуто верой в Страшный суд, где только Творец будет судить и жи-
вых и мертвых.
2. Каролингское возрождение.
Учитель предлагает учащимся вместе доказать, что при Карле
Великом произошел расцвет культуры, а также просит класс подумать:
почему Карлу I нужны были образованные люди в империи? (Для управ-
ления обширными территориями).
Каролингское возрождение наблюдалось в различных об-
ластях: 1) в образовании,
2) в архитектуре,
3)в литературе.
В образовании. Карл I стал приглашать просвещенных лю-
дей Европы к своему двору. Были открыты школы для священни-
ков, написаны учебники. Монах Августин получил при дворе им-
ператора должность руководителя школьным делом.
В школах изучали латынь, геометрию, риторику, диалектику,
Евангелие.
В архитектуре. В Аахене и других крупных городах строи-
лись каменные дворцы и церкви.
Возникновение Акадении
Академия – кружок для научных и литературных занятий.
Карл I и его семья, придворные в Аахене образовали такой кружок,
где читали и обсуждали церковные книги, философские трактаты,
литературные произведения: жития, хроники, эпические поэмы и
гимны.
Учащиеся делают вывод: постепенно росло число образо-
ванных людей. Но после распада империи Карла I Каролингское
возрождение угасло.
3. Влияние христианства на развитие культуры в области
литературы, образования, искусства рукописной книги. Карл I,
поставив перед собой задачу – поднять уровень грамотности среди
своих подданных, справился с ней лишь частично.
Грамотных людей в раннее Средневековье было крайне мало:
их не было среди крестьян;
редко встречались среди феодалов;
короли не всегда умели читать и писать;
43
– грамотными были только служители церкви.
Вопрос:
=> Почему в период раннего Средневековья образованными
были только священники?
Потому что они должны были читать Библию, знать молит-
вы, вести богослужение, читать проповеди.
Так же как и Карл Великий, христианская церковь заботилась
о сохранении остатков античной образованности.
Церковь сохранила: письменность,
научные знания,
школы. |
Поэтому Карл I приказал открыть школы для подготовки
священников. Школы были открыты при больших монастырях.
Учитель знакомит учащихся со структурой полного
школьного образования.
Высший уровень: изучались арифметика, геометрия,
музыка, астрономия.
Низший уровень: изучались грамматика, риторика,
диалектика.
Церковная школа: в ней обучались совместно и взрослые, и
дети. Первоначально наизусть учили молитвы, тексты из Библии,
учились чтению, письму, пению, счету.
В больших монастырских школах создавались мастерские, в
которых переписывались книги. Переписывание книг, особенно
богослужебных, философских, считалось делом, угодным Богу.
Задание. С помощью текста учебника на с. 50-51 объяснить,
почему рукописные книги были подлинными произведениями искусства.
Дорогая и нарядная книга была редкостью и огромной
ценностью. Люди могли видеть книги в церкви во время богослужений. На Евангелии приносили клятвы, присягали на верность королю.
Влияние христианства на литературу
Таким образом, в период раннего Средневековья люди становились грамотными благодаря тому, что учились в церковных школах, где читали божественные книги. Образованные люди читали и знали текст Библии, жития святых.
Житие — особый жанр литературы. В них рассказывалось
о подвигах и чудесах монахов, которых церковь признала святыми.
44
В монастырях создавались хроники – изложение исторических событий в хронологической последовательности. Хроники,
как правило, начинались от «сотворения мира» и доходили до
современных событий. В хрониках особое внимание уделяли
деятельности церкви и правителей. В них переплетались быль и
легенды.
Появляются эпические поэмы и гимны.
Эпические поэмы – сочинения, рассказывающие о народных
героях.
Гимны – произведения, рассказывающие о Христе, его поучениях, учениках.
III. Закрепление изученного материала.
Учитель вместе с учениками составляет схему № 8.
Схема № 8
Влияние христианства на развитие культуры
Христианство |
Сохранение христианской церковью в своих интересах остатков античной образованности |
||||
Представления о мире, о Вселенной, о других странах |
Церковные, монастырские школы |
Литература:жития святых, хроники |
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 5; ответить письменно на вопросы 1-5, с. 54.