Урок № _____
Предмет география класс _____ дата ______
Цели:
Образовательная : ознакомить учащихся с предметом краеведение, его направлениями и особенностями.
Развивающая: представления о различных методах изучения местности, культуры, климата, истории.
Воспитательная: уважительное отношение к истории села, его расположении, патриотическое воспитание.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: физическая карта Казахстана, атлас.
Ход урока:
1.Организационный момент (готовность к уроку)
Краеведение – это совокупность исторических, географических, статистических и иных фактов и сведений из прошлого и настоящего родного края. Краеведение – это предмет школьной программы, который изучает прошлое и настоящее села Пригородное. Изучение истории родного края – один из важнейших предметов школьной программы. Благодаря ему, во-первых, мы познаем историю своей малой Родины, ее место и роль в общеисторическом процессе страны. Во-вторых – у нас, на конкретном местном материале, воспитывается чувство патриотизма и любви к своей малой Родине. Это достигается с помощью знакомства с фактами и явлениями прошлого, знакомством с наиболее яркими и героическими страницами местной истории, изучения имен наших известных земляков, прославивших нашу землю. В-третьих, краеведение изучает историю заселения территории. Показывает как, на протяжении многих веков, сосуществовали на земле люди разных национальностей. Бок о бок жили, работали все национальности проживающие на территории села. Взаимно обогащалась культура, при этом сохранялись национальные традиции и обряды, присущие этим народам.
Источники
Как из родника, источника – человек утоляет жажду, так и из книг – узнает то, что интересует его, составляет категорию жажды духовной. Но не только книги могут служит источником познания. Краеведение располагает большим набором источников для исследования прошлого и настоящего края. Их можно разделить на источники: письменные, вещественные, изобразительные и устные. Письменные источники – это летописи, воспоминания путешественников, посещавших наш край, документы и материалы хранящиеся в архивах. Сюда же относятся публикации в газетах и журналах (как старинных так и в современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и так далее. Вещественные источники. Эта категория источников очень разнообразна. Сюда входят: археологические памятники с комплексом исторического материала, памятники зодчества , предметы быта и утварь, одежда, орудия труда и оружие. Кроме того к этой группе можно отнести палеонтологические находки (кости, рога, зубы, бивни животных ). Старинные монеты, бумажные деньги, ордена и медали, украшения – это также относится к вещественным источникам познания прошлого родного края. Самый доступный для широкого круга исследователей – это фотографический материал. Именно фотоснимки донесли до нас образы прошлого. Виды старинного Уржума на фотографиях и открытках (выпущенных в 1912 году) позволяют представить каким был город – его дома и улицы. А портреты людей на старых фотографиях – это свидетели чьих-то судеб Устные источники. Большая группа источников, которая включает в себя легенды и предания, пословицы и поговорки, присловья, старинные обрядовые и другие песни, загадки и т.п.
Определение географического положения села Пригородное (используется карта Казахстана) 1. На каком материке расположено село? 2. В какой части света? 3. В какое ее части? 4. Как называется республика? 5. Как называется область? 6. Название района.
Закрепление: вопросы «Ты мне, я тебе»
Домашнее задание _______________________________