Лабораторная работа 16. Строение стебля
Цели: познакомить учащихся с общим (микроскопическим) строением стебля.
Оборудование: живые веточки липы, скальпель, лупа, готовый микропрепарат «поперечный разрез веточки липы», микроскоп.
Ход работы:
Рассмотрите побег липы. Найдите на коре чечевички. Какова их функция?
Аккуратно разрежьте ветку липы поперек скальпелем. При помощи лупы рассмотрите срез. Найдите пробку, кору, древесину и сердцевину. По каким признака вы определили эти слои?
Сделайте продольный разрез веточки липы. Аккуратно отделите кору. Попробуйте ее изогнуть или сломать. Удалось ли вам это? О чем это говорит?
Потрогайте оголившуюся часть древесины. Убедитесь в том, что она влажная. Почему?
Рассмотрите в микроскоп готовый микропрепарат «поперечный разрез веточки липы», найдите кожицу и пробку. Какова структура клеток этих тканей? С какими функциями это связано?
Найдите луб, рассмотрите ситовидные лубки и лубяные волокна. Какова их функция? Как это отражается на строении ткани?
Найдите образовательную ткань – камбий. Какова форма клеток у камбия? Какую функцию выполняет эта ткань?
Рассмотрите клетки древесины. Найдите сосуды и волокна. Какова основная функция древесины?
Найдите на микропрепарате клетки сердцевины. Каково значение этой части стебля для растения?
Зарисуйте клеточное строение стебля. Сделайте подписи к рисунку.
Сделайте вывод о строении различных тканей стебля и связи строения различных частей стебля с выполняемыми ими функциями.
Лабораторная работа 17. Определение возраста ветки ели по спилу
Цели: рассмотреть годичные кольца ели, научиться определять возраст дерева по годичным кольцам на спиле.
Оборудование: поперечные спилы с 5-10 годичных веток деревьев, лупа.
Ход работы:
Рассмотрите поперечный срез ветки ели невооруженным глазом и при помощи лупы.
Найдите годичные кольца и подсчитайте их. Сколько лет росла эта ветка? Как вы это определили?
Сделайте вывод о том, в каких условиях росло данное дерево. Равномерно ли благоприятными были условия со всех сторон.