Урок № _____
Предмет география класс 7 дата ______
Цели:
Образовательная : ознакомить с природными богатствами края, их особенностями и размещением, использованием.
Развивающая: мышление, речь, представление природных ресурсах.
Воспитательная: бережное отношение к Земле, любовь к изучению природы.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: рисунки эрозийных процессов.
Ход урока:
1.Организационный момент (готовность к уроку)
2. Новая тема
Природные богатства — совокупность естественных материальных ценностей, являющихся необходимыми природными условиями существования человеческого общества. Постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой Карл Маркс рассматривал как закон, регулирующий общественное производство, отмечая, что без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь. Природные богатства включают в свой состав природные ресурсы следующих видов: солнечную энергию, энергию приливов, отливов и рек, внутриземное тепло, водные, земельные, растительные, минеральные (в том числе топливно-энергетические) ресурсы, ресурсы животного мира. Природные богатства являются всеобщим средством производства, непременным условием производственной деятельности общества. В состав их входят возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Проблема бережного отношения к природным богатствам, рационального их использования имеет огромное социально-экономическое значение.
Природные ресурсы могут быть неисчерпаемые и исчерпаемые . Неисчерпаемые ресурсзаканчиваются, а исчерпаемые заканчиваются по мере их разработки и(или) по другим причинам
По происхождению:
Ресурсы природных компонентов (минеральные,климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира)
Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)
По видам хозяйственного использования:
Ресурсы промышленного производства
Энергетические ресурсы (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)
Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы) Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)
По виду исчерпаемости: Исчерпаемые
Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы);
Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);
Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);
Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).
По степени заменимости:
Незаменимые;
Заменимые.
По критерию использования:
Производственные (промышленные, сельскохозяйственные);
Потенциально-перспективные;
Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории).
Закрепление: На примере села Пригодное отобразить природные богатства села, используя критерии ресурсов.
Домашнее задание _________________________