Цель:
Формирование представлений о предлоге как слове; развитие умения писать предлоги раздельно с другими словами в предложении. Уточнение представлений о роли предлогов в речи. Формирование навыков выразительного чтения.
Задачи урока:
1. Ознакомление с предлогами и их раздельным написанием с другими словами; продолжить наблюдать за предлогом как средством связи слов в предложении.
2. Развивать орфографическую зоркость, фонетический слух, устную и письменную речь, зрительную память, устойчивость внимания, аналитическое мышление.
3. Воспитывать положительную мотивацию к учению, дружеское отношение друг к другу.
Ход урока
I. Психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение текста В. Карасевой «Старый друг».
III. Чистописание.
1. Письмо букв Фф, соединений фл, фе, фи, фа, аф, предложения Федя ходил на рыбалку.
2. Словарный диктант (можно использовать предметные картинки для диктанта, слова даются по усмотрению учителя).
IV Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.
1. Наблюдение за употреблением в предложении предлогов вместе с другими словами.
а) Чтение отрывка из сказки «Колобок».
б) Беседа по содержанию:
— О ком говорится в этой песенке?
— Кто знает эту сказку?
— Вспомните, как эта сказка началась и чем она кончилась?
в) Прочитайте предлоги со словами.
Необходимо обратить внимание на то, что предлог всегда употребляется в речи вместе с тем словом, перед которым стоит. Поэтому он и называется «предлог»: стоит перед (пред) словом.
г) Знакомство с правилом на стр. 166.
2. Выполнение упр. 3, стр. 166.
3. Развитие речи. Составить рассказ по картинкам, используя предлоги на, во, за; упр. 4, стр. 167.
4. Коллективная работа, упр. 6, стр. 167.
5. Занимательная минутка:
а) отгадать загадку, упр. 5, стр. 167;
б) объяснить значение слов: на плетне, крюк, сундук;
в) звуко-буквенный разбор слова горох. Горох … б.,… зв.,… гласи.,… согл.
V. Физкультминутка.
VI. Чтение и развитие речи. А. Шибаев «Нет предлога».
1. Слово учителя:
— Что такое предлог!
— А какое ещё значение, смысл имеет это слово?
2. Чтение стихотворения А. Шибаева «Нет предлога» учителем, а затем учащимися.
3. Ответить на вопросы учебника.
4. Работа над выразительностью чтения.
VII. Домашнее задание:
упр. 2 стр. 166. А. Шибаев «Нет предлога».
VIII. Подведение итогов урока.
Дополнительное чтение по хрестоматии. Э. Мошковская «Не надо больше ссориться».