Педагогическая цель: создать условия для закрепления полученных знаний о словах; продолжать обучать строить предложения и составлять рассказ по картине.
Тип урока: закрепление учебной задачи.
Ход урока.
1. Организация начала урока.- Проверим готовность к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
А). Минутка чистописания
Заглавная и строчная буквы М м, соединения их с гласными буквами.
2. Словарная работа: (Учитель загадывает загадки, а ученики отгадывают и записывают в тетрадь, ставят ударение и подчёркивают гласную букву, написание которой надо запомнить).
– Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной … (медведь).
– Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом – (лисица).
– У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора – (заяц).
– Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая – (сорока).
Учитель: – Назовите отличительные признаки каждого животного.
Ученики: – Медведь косолапый, заяц трусливый, лиса рыжая, сорока длиннохвостая…
3. Сопоставление звуков и букв: (Устная фронтальная беседа).
Учитель:- Прочитайте словарные слова и назовите те, в которых звуков больше, чем букв; назовите те, в которых букв больше, чем звуков.
Ученики:- (называют слова и объясняют)
4. Учитель: – Найдите лишнее слово. (Это задание выполняется устно.)
Медведь, лисица, сорока, заяц, берёза.
Ученики: – Лишнее слово берёза, потому что оно отвечает на вопрос что? Остальные слова отвечают на вопрос кто?
(Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос – кто? – одушевлённые; на вопрос – что? – неодушевлённые.)
5. Учитель: – Составьте из слов предложение.
Распустились, лесу, первые, в, подснежники.
Ученики: – В лесу распустились первые подснежники.
Учитель: – Как пишутся слова в предложении?
Ученики: – Слова в предложении пишутся отдельно.
Учитель: – Что ещё необходимо помнить при написании предложения?
Ученики: – Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка.
Учитель: – Нарисуйте схему этого предложения. ( Вызванный ученик на доске мелом рисует схему.)
6. Повторение сведений о слове, о предложении, о тексте:(фронтальная беседа)
Учитель: – Из чего состоит наша речь?( – Наша речь состоит из предложений).
Учитель: – Что мы знаем о предложении?( – Каждое предложение выражает какую-нибудь законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.)
Учитель: – Из чего состоят предложения?( – Предложения состоят из слов.)
Учитель: – Что мы знаем о словах?( – Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение).
Учитель: – Что мы называем текстом?( – Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.)
Учитель: – На какие группы делятся слова?
Ученик: – 1 группа – предметы , 2 группа – действия предметов, 3 группа – признаки предметов.
7. Физкультминутка:
– Наверху созрела слива, а внизу растёт крапива.
Мучается бедный ослик, что сначала есть, что после?
Впереди крыжовник зреет, позади малина спеет.
Голоден до полусмерти. Ослик головою вертит.
Слева – свёкла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква.
Снизу свежая трава -закружилась голова.
8. Составление рассказа по картине:
(на доске вывешивается картина с изображением весны в лесу: см. в пр. файле)
Учитель: – Какое время года изображено на картине?
Ученики: – На картине изображена весна.
Учитель: – Назовите предметы, которые отвечают на вопрос – кто?
Ученики: – Лиса, заяц, медведь, сорока.
Учитель: – Назовите предметы, которые отвечают на вопрос – что?
Ученики: – Ёлка, дерево, река, куст, цветы, лужа…
Учитель: – Назовите действия этих предметов, признаки. (По ходу урока на доске заполняется таблица)
Предмет Действие предмета Признак предмета
Кто? Что? Что делает?… Какой?…
лиса ест рыжая
сорока трещит длиннохвостая
медведь бродит бурый
ёлка растёт зелёная
снег тает грязный
и так далее.
Учитель: – Давайте составим рассказ по картине.
Ученики: – Наступила весна. Солнце ярче светит. Снег начал быстро таять. На реке растаял лёд. В лесу слышны голоса птиц. Медведь проснулся после зимней спячки…и так далее.
Учитель: – Как можно озаглавить текст?
Ученики: – «Весна», «Весна в лесу»…
Учитель: – Давайте запишем несколько предложений. (Комментированная запись предложений.)
– Какие орфограммы встретились при написании предложений? (Ученики проговаривают и выделяют орфограммы.)
9. Самостоятельная работа. (Работа по учебнику)
Задание: вставить пропущенные буквы.
Ч_сы, ч_йка, ч_йник, свеч_, ч_гун, рощ_, ч_лан, карандаш_.
(По окончании работы проходит взаимопроверка – работа в паре)
3. Подведение итогов.
Учитель: – Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения и навыки помогали нам сегодня на уроке?
Учитель: – Запишите домашнее задание.
– Сегодня на уроке отлично работали: …. Хорошо работали: …Удовлетворительно работали: … Необходимо подтянуться: …
Учитель: – Спасибо за урок!