Цели: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок – практикум.
Оборудование: схемы «Знаки препинания при прямой речи», тест.
Ход урока.
I. Фонетическая разминка.
– Какие фонетические законы наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?
Над трибуной, веселиться, сгореть, с Шурой, с бинтиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить, наслаждаться.
II. Проверка домашнего задания.
Устное сообщение по теме «Период».
Чтение предложений, выписанных из произведений художественной литературы, с обоснованием выбора и объяснением постановки знаков препинания.
Работа по теме урока.
– Чтение § 100, 101, ответы на вопросы.
Назовите способы передачи чужой речи.
Какой способ позволяет передать чужую речь очень точно?
Чем отличается косвенная речь от несобственно-прямой?
Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?
Какие графические схемы позволяют передать прямую речь?
(Устное выполнение упражнения 502 с объяснением постановки знаков препинания.)
IV. Закрепление.
1. Тест «Проверьте себя!»
1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)
Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем засохшей?
а) »П? – а. – П?»; в) «П?» – а. – «П?»;
б) «П? – а, – п?»; г) П? – а. – П?
… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.
а) «П. – а. – П.»; в) «П,» – а. – «П.»;
б) «П, – а, – п.»; г) П, – а. – П.
2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:
Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.
, () – «»
, «» : «»
, «» , : «»
, «» , – «».
2. Выполнение упражнения 504.
Упражнение выполняется по вариантам (вариант 1- 1-6-е предложения; вариант 2 – 7-12-е предложения).
Задание: переписать, расставить знаки препинания, начертить схемы прямой речи. Проверка выполненного задания.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
1.§ 100.
2. Упражнение 511 или 512 (по выбору).
УРОК № 30 ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
1. Тест «Проверьте себя!»
1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)
Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем
засохшей?
а) »П? – а. – П?»; в) «П?» – а. – «П?»;
б) «П? – а, – п?»; г) П? – а. – П?
… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.
а) «П. – а. – П.»; в) «П,» – а. – «П.»;
б) «П, – а, – п.»; г) П, – а. – П.
2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:
Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.
, () – «».
, «» : «».
, «» , : «».
, «» , – «».
_______________________________________________________________________________________________
УРОК № 30 ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
1. Тест «Проверьте себя!»
1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)
Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем
засохшей?
а) »П? – а. – П?»; в) «П?» – а. – «П?»;
б) «П? – а, – п?»; г) П? – а. – П?
… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.
а) «П. – а. – П.»; в) «П,» – а. – «П.»;
б) «П, – а, – п.»; г) П, – а. – П.
2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:
Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.
, () – «».
, «» : «».
, «» , : «».
, «» , – «».
_______________________________________________________________________________________________
УРОК № 30 ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
1. Тест «Проверьте себя!»
1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)
Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем
засохшей?
а) »П? – а. – П?»; в) «П?» – а. – «П?»;
б) «П? – а, – п?»; г) П? – а. – П?
… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.
а) «П. – а. – П.»; в) «П,» – а. – «П.»;
б) «П, – а, – п.»; г) П, – а. – П.
2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:
Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.
, () – «».
, «» : «».
, «» , : «».
, «» , – «».