Тема: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

0
1345

Цели: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; воспитание языкового чутья.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование: схемы «Знаки препинания при прямой речи», тест.

Ход урока.

I. Фонетическая разминка.

– Какие фонетические законы наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?

Над трибуной, веселиться, сгореть, с Шурой, с бинтиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить, наслаждаться.

II. Проверка домашнего задания.

Устное сообщение по теме «Период».

Чтение предложений, выписанных из произведений художественной литературы, с обоснованием выбора и объяснением постановки знаков препинания.

Работа по теме урока.

– Чтение § 100, 101, ответы на вопросы.

Назовите способы передачи чужой речи.

Какой способ позволяет передать чужую речь очень точно?

Чем отличается косвенная речь от несобственно-прямой?

Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?

Какие графические схемы позволяют передать прямую речь?

(Устное выполнение упражнения 502 с объяснением постановки знаков препинания.)

IV. Закрепление.

1. Тест «Проверьте себя!»

1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)

Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем засохшей?

а) »П? – а. – П?»; в) «П?» – а. – «П?»;

б) «П? – а, – п?»; г) П? – а. – П?

… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.

а) «П. – а. – П.»; в) «П,» – а. – «П.»;

б) «П, – а, – п.»; г) П, – а. – П.

2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:

Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.

, () – «»

, «» : «»

, «» , : «»

, «» , – «».

2. Выполнение упражнения 504.

Упражнение выполняется по вариантам (вариант 1- 1-6-е предложения; вариант 2 7-12-е предложения).

Задание: переписать, расставить знаки препинания, начертить схемы прямой речи. Проверка выполненного задания.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

1.§ 100.

2. Упражнение 511 или 512 (по выбору).

УРОК № 30 ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

1. Тест «Проверьте себя!»

1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)

Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем

засохшей?

а) »П? – а. – П?»; в) «П?» – а. – «П?»;

б) «П? – а, – п?»; г) П? – а. – П?

… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.

а) «П. – а. – П.»; в) «П,» – а. – «П.»;

б) «П, – а, – п.»; г) П, – а. – П.

2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:

Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.

, () – «».

, «» : «».

, «» , : «».

, «» , – «».

_______________________________________________________________________________________________

УРОК № 30 ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

1. Тест «Проверьте себя!»

1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)

Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем

засохшей?

а) »П? – а. – П?»; в) «П?» – а. – «П?»;

б) «П? – а, – п?»; г) П? – а. – П?

… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.

а) «П. – а. – П.»; в) «П,» – а. – «П.»;

б) «П, – а, – п.»; г) П, – а. – П.

2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:

Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.

, () – «».

, «» : «».

, «» , : «».

, «» , – «».

_______________________________________________________________________________________________

УРОК № 30 ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

1. Тест «Проверьте себя!»

1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)

Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем

засохшей?

а) »П? – а. – П?»; в) «П?» – а. – «П?»;

б) «П? – а, – п?»; г) П? – а. – П?

… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.

а) «П. – а. – П.»; в) «П,» – а. – «П.»;

б) «П, – а, – п.»; г) П, – а. – П.

2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:

Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.

, () – «».

, «» : «».

, «» , : «».

, «» , – «».