Тема: Обособленные обстоятельства.

0
896
информатика

Цели: обобщить знания об обособленных обстоятельствах; сформировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: таблицы, карточки, тесты.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

1. Письменный опрос по теме «Обособление определений и приложений»:

вариант I обособление определений;

вариант 2 – обособление приложений.

Ответы оформить графически, привести примеры на каждый случай обособления.

Карточки, тесты по теме «Приложения», «Обособленные определения».

II. Работа по теме урока.

1. Беседа с классом.

— Что обозначают обстоятельства?

— Какие члены предложения они поясняют?

— Какими частями речи выражаются?

— Какие значения имеют обстоятельства и на какие вопросы отвечают?

— Какие обстоятельства обособляются?

Чтение § 87, составление обобщающей таблицы «Обособление обстоятельств».

Обособляются

Не обособляются

1. Деепричастные обороты в любом месте предложения.

1. Одиночные деепричастий после, сказуемого в роли обстоятельства образа действия.

2. Одиночные деепричастия.

2. Деепричастия, близкие к наречиям (часто в конце предложения).

3. Сравнительные обороты.

3. Фразеологические обороты.

4. Существительные с предлогами несмотря на, невзирая на.

4. Сравнительные обороты и составе сказуемого.

5. Существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, ввиду, вследствие.

5. Деепричастия и деепричастные обороты после союза а.

6. Если деепричастие или деепричастный оборот – однородный член необособленному обстоятельству.

7. Выражения со словами начиная с, исходя из.

8. Деепричастие + зависимое слово который в составе придаточного

3. Проверка составленной учащимися таблицы.

III. Закрепление.

1. Анализ предложений.

– Объясните пунктуацию в предложениях, подчеркните обстоятельства, составьте графические схемы обособленных обстоятельств.

1. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

2. Порой скользила меж камней, смеясь неловкости своей (М. Лермонтов).

3. У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

“С добрым утром!” (С.Есенин)

4. Он говорил смущаясь. – Он говорил, смущаясь, несколько слов от себя.

5. Ребята бежали сломя голову.

6. Давыдов решил проверить, действительно ли бригада, вопреки его указаниям, боронует вдоль борозды (М. Шолохов).

7. Опять над полем Куликовым

Взошла и растворилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла. (А. Блок)

8. Нет, нам не было грустно, нам не было жаль.

Несмотря на дождливую даль. (А. Блок)

9. Поэту нужно было, ввиду болезни, выехать за границу.

2. Выполнение упражнений 428, 430.

IV. Конструирование предложений.

– Составьте предложения, использовав следующие существительные с предлогами: в противоположность, по причине, благодаря, в случае, невзирая на.

– Какой характер носят синтаксические конструкции с такими предлогами?

– Всегда ли обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами и предложными сочетаниями? (Обособляются, когда приобретают самостоятельность в предложении, т. е. зависят от степени распространенности оборота.)

V. Синтаксические синонимы деепричастных оборотов.

– Какие синтаксические конструкции могут быть синонимами деепричастного оборота?

– Всегда ли возможна замена деепричастных оборотов синонимичными придаточными предложениями?

– В каких случаях замена невозможна?

-Замените, если возможно, придаточные предложения синонимичными или деепричастными оборотами.

1. Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел. (Замена невозможна, потому что в главном и придаточном предложениях два разных подлежащих.)

2. Ребенок горько заплакал, потому что потерял свою любимую игрушку.

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

1. §87.

2. Упражнение 431 или 429 (по выбору).