Задачи урока:
1. Учить правописанию слов с мягким знаком в середине слова, учитывая распознавание произношения и значения слов (пенки — пеньки)-учить выполнять звуко-буквенный анализ слов, который позволит выяс-нить разное количество букв, но одинаковое количество звуков; учить правильно переносить слова с мягким знаком.
2. Развивать орфографическую зоркость в написании слов с мягким знаком в середине.
3. Воспитывать положительное отношение к учебе.
Ход урока
I. Психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки братьев Гримм «Уголек, соломинка и боб».
III. Чистописание.
1. Письмо буквы ь, соединений букв ьв, ью, ою, ъя, льк, рък, нък, слов альбом, пальто, тюльпан. (Обратить внимание на новое словарное слово альбом.)
2. Словарный диктант: ребята, молоко, рисунок, ворона, медведь (поставить знак ударения, подчеркнуть безударную гласную).
IV. Работа над новой темой урока. 1. Развитие речи и письмо.
а) Повторение изученного.
Записать слова в 2 столбика:
мел — 3 б., 3 зв. мель — 4 б., 3 зв.
шест— …б., …зв. шесть— …б., …зв.
угол— …б., …зв. уголь— …б., …зв.
— Почему количество букв разное, а количество звуков одинаковое?
— Какая буква не обозначает звука?
— Что она показывает на письме?
Вывод: мягкий знак обозначает мягкость согласного.
68
5) Чтение стихотворения про мягкий знак в середине слова, используя упр. 2, стр. 87. _
; __Как произносится согласный с ь /
Выполнение упр. 1, стр. 86.
Вывод: мягкий знак меняет смысл слова.
Занимательная минутка, упр. 4, стр. 88.
Коньки — 6 б., 5 зв.
Сосулька — 8 б., 7 зв.
Записать предложения из упр. 6, стр. 88.
Разделить слова с ь для переноса упр. 5, стр. 88.
Диктант. Упр. 7, стр. 89 (можно предложить выписать только слова с мягким знаком).
V. Физкультминутка.
VI. Чтение и развитие речи. М. Пляцковский «Сосульки».
1. Слово учителя.
— Какое время года приходит после зимы?
— Какие признаки весны появляются первыми?
— Назовите весенние месяцы.
— Чем отличается начало весны от конца?
2. Чтение учителем сказки М. Пляцковского «Сосульки» учителем, затем учениками.
3. Анализ содержания сказки:
— Почему у Воробышка было отличное настроение?
— Что он заметил?
— Что он посоветовал сосулькам?
— Как вы думаете, могло ли такое случиться?
— Придумайте свою сказку.
VII. Домашнее задание:
Упр. 3, стр. 87. М. Пляцковский «Сосульки».
VIII. Подведение итогов урока.
Дополнительное чтение в хрестоматии. А. Дуйсенбиев «Стаял снег на тротуарах».