Цель урока :
1. Формирование умения образовывать от формы единственного числа форму множественного числа (и наоборот), дифференцировать слова в единственном и множественном числе по смыслу.
2. Закрепление в речи слов обозначающих детенышей животных, птиц, умение составлять предложения по заданной схеме.
3. Воспитание нравственных чувств доброты, чуткости.
Тип урока: комбинированный.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: картинки о домашних животных.
Ход урока:
Орг.момент. Подготовка к уроку. Целевая установка.
I . Проверка домашнего задания.
1. Чтение текста «Козленок и щенок»
2. Ролевое чтение.
3. Пересказ текста.
4. Проверка выполнения упр. 6 стр.140
5. Устные ответы по картинке (составление предложений)
II . 1. Составление нового материала.
Имена существительные вы знаете, имеют два числа – единственное и множественное. Число имен существительных выражается различными окончаниями.
Например: по́ле – поля́, мо́ре – моря́, ша́г – шаги́, тетра́дь – тетра́ди.
По окончаниям существительных можно определить род. Окончания слов выражают различные грамматические значения.
Сегодня мы научимся определять формы числа в предложениях, составленных по схеме.
2. Работа по картинке. (составление предложений)
3. Выразительное чтение стихотворения учителем.
4. Выделение слов во множественном числе.
5. Обработка произношения слов.
6. Словарная работа.
7. Хоровое чтение (интонирование слов, постановка упражнения)
8. Индивидуальное чтение стихотворения учащимися.
III . Система работ по закреплению нового материала.
1. Составление предложений по схеме:
У чабана много Кого? Где?
2. Упр.6 Допишите предложения.
3. Составление диалога по образцу. (групповая работа)
4. Сделать фонетический разбор слова (работа по карточкам)
5. Это интересно знать.
IV . 1. Подведение итогов занятия. Выставление оценок за урок.
– В каком числе употребляются существительные? Назовите слова обозначающие детенышей животных во множественном числе.
V . Домашнее задание: пересказ текста