Цель урока: запоминание графического облика букв Ыы, Ыы; чтение и письмо; перевод звуковой схемы в звуко-буквенную; развитие связной речи по картинке «Что случилось на дороге».
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Сегодня мы закрепим знания о новой букве Ыы, Ыы. На что похожа буква?
2. Повторение.
Звуковой анализ слов, выделение звука [ы]: рыба, тыква, дыня . Где находится звук [ы]? В середине слова.
-Назовите слова, которые имеют в середине звук [ы] (ударный) и составить с двумя словами их звуковые схемы.
– К какой группе звуков относится звук [ы]? Он произносится свободно, голосом, значит, этот звук гласный. Где может стоять этот звук в слове? В середине и на конце слова.
1. Упражнение в распознавании звука [ы] в словах, в соотнесении звука [ы] с буквой ы, разграничение звуков [ы] и [и]: если услышишь звук [ы] – хлопни в ладоши: облако, рыба, река, дом, дым, Дима, крыша, мышка, мишка.
3.вписывание буквы ы в ленту букв – гласные.
Я и ты, мы и вы – Все мы знаем букву Ы!
2. На что похожа буква Ы? Рассмотри картинку.
А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы!
(А. Шибаев)
А что еще? Игра «Кто больше?» – кто больше назовет, на что похожа буква.
3. Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение буквы в разрезной азбуке, изображение буквы на доске.
4. Работа со схемами: читаем по схеме слова с гласными ы и а с 13: мышка, рыба, бык, шар, шары, мыло.
-Обратите внимание на пару слов: шар – шары.
– Когда пишется на конце буква Ы? Когда много предметов.
3. Самостоятельная работа: найти слова, в которых на конце слышится звук [ы] и пишется буква Ы: зонты, совы.
4. Чтение.
1) Буквы ы-о-а, ы-о-у, о-и, ы-а-о, ы-у-о с 24 «Спутник»;
2)Чтение по ролям «Мышонок и лис». С каким настроением, каким голосом говорит каждый герой.
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Письмо. Работа в прописи. С 13
1. Соединение буквы ы с буквами: аы, уы, иы.
7. Развитие связной речи – «Надо, надо умываться!»
Рассмотри картинку. Расскажи, как проводят утро мышки и мишки. Что они делают?
В каких словах ты слышишь звук [ы]? Произнеси эти слова: мыло, мыльница, мыть, вымыть, мышка, мышки, корыто.
2. Беседа по сюжетной картинке. Кто пришел на речку? Кто моется в корыте, а кто бежит к речке? Найди слова с буквой ы. Расскажи про «Утро на реке».
8. Игры, упражнения с буквой ы.
Игра «Что везешь, автомашина? Все, что есть на букву Ы». Учащиеся придумывают слова с буквой ы, которые привезет машина.
Пение гласных: ауиоы, оиуаы, уоаиы, иауоы.
Подведение итогов урока:
– чему научились на уроке? различаем печатные и письменные буквы ы;
– Какую букву научились писать ?пишем букву ы (строчную) в рабочей строке;
составляем звуко-буквенную схему с буквой ы;
читаем букву в слогах: оаы, ыао.