Сфагновые мхи(белые) и образование торфа.
Цель урока: Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с строением, особенностями произрастания, размножения мха сфагнума.
Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
Воспит. Воспитывать внимательное отношение к изучаемому материалу. Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин. Орг. Момент План урока. Методы контроля знаний (опрос).
В чем отличие высших растений от низших?
В каких местах произрастают мхи?
Опишите строение мхов. Какие органы они имеют?
Что такое ризоид? В чем отличие ризоида от корня?
Почему кукушкин мох называют двудомным растением?
Как питаются мхи?. Основная часть (новый материал).
На болотах растет мох сфагнум, который называют торфяным мхом. Многолетнее растение с ветвящимся стеблем. Ризоиды – отсутствуют.
Стебель и листья – покрыты зелеными листьями. Каждый лист состоит из 2х слоев клеток (одни – зеленые, образуют сплошную сеть, фотосинтез, проводят органические вещества, другие прозрачные, мертвы. Есть только оболочка, а цитоплазма разрушена. Снаружи листья покрыты прозрачными мертвыми клетками(поглощают воду и удерживают). Мох поглощает в 20-25 раз больше воды, чем свой вес.).
Размножается – спорами, образуется много мелких коробочек, в которых созревают споры.
Стебли – растут в год на 2-3 см, а нижняя часть разлагается отмирает, образуется сфагновый торф.
Применение – топливо, удобрение, сырьё для промышленности, древесный спирт, карболовая кислота, пластмасса, изоляционные плиты, смола и т. д.
Текущий контроль, закрепление материала(проверка понимания). 5-7 мин.
Особенности строения сфагнума?
Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
Питание мха.
Размножение мха.
Применение мха.
Итоговый контроль, анализ урока.
Д/З П, 17.