Строение головного мозга. Большие полушария головного мозга.

0
778

Цель урока: обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения головного мозга, а так же больших полушарий головного мозга.

Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь. Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы активизации мыслительной деятельности 3- 5 мин.

Орг. Момент. План урока.

Основная часть (новый материал)

Мозг развивается до 20 лет. Средняя масса головного мозга составляет 1300-1400г. От постоянных интеллектуальных, учебных нагрузок нейроны растут, у них формируется большое количество отростков. В результате улучшаются память, внимание, мышление, мировоззрение, и другие процессы высшей нервной деятельности.

Г оловной мозг состоит из серого(снаружи) и белого(внутри) вещества. В белом веществе образуется проводящие пути, которые позволяют связывать головной и спинной мозг.

В головном мозге имеется вязкая жидкость, которая выводит продукты обмена и регулирует внутричерепное давление. По мере развития мозга развиваются три отдела: ствол мозга, мозжечок, и большие полушария.

Ствол мозга – к нему относится продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг.

Большие полушария -самый развитый отдел.

Мозг состоит из пяти отделов: большие полушария, продолговатый мозг, задний, средний, промежуточный.

Продолговатый мозг.

Продолжение спинного мозга. Белое вещество расположено снаружи, а серое внутри.

Длина продолговатого мозга 2,5-3 см. В сером веществе располагаются нервные центры дыхания, сердечной деятельности и пищеварения.

Рефлексы продолговатого мозга:

Защитные (чихание, кашель, рвота, слезотечение)

Пищевые (сосание, глотание, секреция пищеварительных желез)

Сердечно-сосудистые (регуляция работы сердца и сосудов)

Дыхательные (вдох и выдох)

Задний мозг.

Состоит из варлиева моста (между продолговатым и средним мозгом) и мозжечка.

Мозжечок. Над продолговатым мозгом и мостом и смещен в затылочную область. Он имеет кору, состоящую из серого вещества и много извилин. Отростки мозжечка соединяют со всеми отделами головного мозга. Мозжечок поддерживает тонус мышц, сохраняет равновесие тела, координирует движения.

Средний мозг.

Расположен между задним мозгом и промежуточным. Через средний мозг проходят восходящие и нисходящие проводящие пути. Регулирует тонус мышц.

Промежуточный мозг.

Лежит выше и впереди среднего мозга. Состоит из зрительного бугра и подбугорной области. Регулирует обмен веществ, сердечно-сосудистую деятельность, работу желез внутренней секреции, выделение и сон.

Передний мозг.

Впереди над промежуточным мозгом расположены большие полушария головного мозга. Кора состоит из серого вещества, а внутри расположено белое вещество. Поверхность содержит извилины, ограниченные бороздами. В каждом полушарии располагаются четыре доли: лобную, теменную, височную, затылочную.

Функции:

1.

зрительная зона

2.

слуховая

3.

обонятельная

4.

вкусовая

5.

двигательная

6.

кожно-мышечная чувствительность

7.

регуляция работы всего организма.

Физминутка.

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания)5-7 мин. Работа в группах.

1.

продолговатый мозг.

2.

задний мозг.

3.

средний, промежуточный.

4.

передний мозг.

5.

гигиена нервной системы.

6.

влияние алкоголя и курения на организм

Работа в тетради 1 вариант (1а,1в,1с) стр 54

вариант (2а,2в,2с)

вариант (3а,3в,3с)

1 вариант (а) стр 57

2вариант (в)

3вариант( С)

Работа по составлению таблицы на стр 57 Итоговый контроль, анализ урока.

Д/З П. 15,16 подготовиться к кр. Повторить П. 13-16