Создание условий для развития личности учащегося (в игре — путешествии, в ТОППах)

0
598
информатика

В толковом словаре одно из значений слова “развить” – дать раскрыться умственным, духовным и физическим качествам человека. И, конечно же, сидя на уроках, недостаточно будет условий, возможностей попробовать себя ученику в разных видах деятельности. Кружки помогают ребёнку развивать в себе те или иные наклонности, способности. Но моё твёрдое мнение: условия для развития личности учащегося дают детские организации.

Юрий Петрович Митрофанов, директор нашего лицея, 4 года назад посоветовал возродить коллективную игру в младших классах (Многие из нас помнят: “Путешествие в Октябрятск”, “Строим город Пионерск!”). Вот я, советуясь с учителями, начала разрабатывать игру – “Путешествие светлячков”. Сходила на консультацию в Городской центр детского творчества, нашла там игры: “7 тропинок ”, “Цветик – семицветик” и другие.

Так в 2001-2002 учебном году появилось “Путешествие в Волшебную страну”. В 2002-2003 году – “Путешествие по Морю Творчества”. В 2003-2004 году – “Путешествие по Морю знаний”. В 2004-2005 году – “Путешествие по Радужному морю” навстречу 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, останавливались на островах:

– Флоры и фауны;

– Любознательных;

– Музыкально-спортивном;

– Победно-героическом;

Экипажи (т.е. классы) выбирали транспорт для передвижения – это:

4В – лайнер “Дружный”,

4Б – катер “Солнышко”,

2А – атомоход “Смельчак”,

3А – теплоход “Дружные ребята” и т.д.

На стенде была карта путешествия и вахтенный журнал, где проставлялись пройденные мили за участие в делах.

В этом учебном году вновь путешествие для начальных классов, но космическое путешествие: “Скажем солнцу: да!” (Приложение 1, Приложение 2).

Приложение 1

Положение игры младших школьников «Космическое путешествие светлячков под девизом: «Скажем солнцу: да!».

Старт игры – 21 сентября 2005 года.

Подведение итогов игры – 19 мая 2006 года.

Цель игры: посредством сюжетно – ролевой игры, учитывая возрастные особенности детей, дать максимум информации об окружающем мире, развивать интеллект ребят, прививать практические навыки, воспитывать нравственные качества, укреплять здоровье.

В этой игре дети:

сами придумывают,

сами готовят,

сами проводят,

сами оценивают интересные дела и участвуют в общешкольных делах.

Ребята становятся светлячками в путешествии, живут под девизом: «Всегда светить, везде светить , учиться человеком быть!» Принимают законы жизни:

Чтобы честным, добрым стать, слово данное держать!

Самому идти по жизни и служить родной Отчизне!

Для путешествия необходимо:

выбрать: командира экипажа (класса), командиров команд (3 – 4 групп в классе),

придумать название корабля,

сделать макет космического корабля.

Приложение 2

В начале года даётся старт, а в начале каждой четверти мы отправляемся по определённому маршруту:

– с помощью цветика – семицветика (в 2001 г.)

– с помощью волшебного компаса (в 2002 г.),

в 2004 г. – с помощью песни:

“Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так значит, ребята, мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки…”

– в этом году – с помощью кричалки “К запуску космической ракеты приготовиться!”.

Подводим итоги на линейках, награждаем медалями светлячков. И сколько радости у ребят, когда они с гордостью говорят: “У меня уже 7 таких!” А ведь они бумажные, обыкновенные, но он участвовал в классе – в своём экипаже в каком-то деле, конкурсе, потом в школьном и победил!

Мне в работе очень помогает коммунарская методика, методика КТД (коллективно-творческих дел). Получается, что я почти ровесница этой методики, и за 31 год моего педагогического стажа смело могу сказать, это лучшее что придумано для детей: и сменность поручений, и дух соревнования, и участие в делах коллектива каждого ученика. Узнала я об этой методике, работая во Всероссийском лагере “Орлёнок”, и использовала её и в Доме пионеров, и в подростковом клубе, и в школе. Начиная работать в начальных классах, мы с ребятами придумали творческие объединения по предметам – ТОППы. Вот уже 16 лет ТОППы помогают мне в организации жизни класса.

В зависимости от того, кому какой предмет больше нравится, ребята записываются в ТОППы (по русскому языку, по математике, по природоведению, по чтению).

В конце недели мы проводим уроки-праздники по тому или иному предмету. Сначала я готовила эти уроки вместе с ребятами, а в выпускном 4 классе они уже сами справлялись: придумывали форму проведения урока-праздника, подбирали материал, распределяли поручения между всеми ребятами из ТОППа. Вот примерные темы проведённых уроков-праздников: “Путешествие в страну слов”, “Математическая эстафета”, конкурс “В мире животных”, “Страна Литературия”. “Музыкальный компас”, “В мире книг”, “Наш урок и всё, всё, всё”, конкурс кроссвордов, “Академия весёлых наук”. “Школьный смехотрон”. Каждый ученик очень радуется, когда со всем классом проводит тот или иной конкурс.

Командиры ТОППов переизбираются каждую четверть. Таким образом, каждый побывал в роли командира и подчинённого. В уголке класса “стрелка компаса” показывает, какой ТОПП на этой неделе (или через неделю) проводит урок-праздник. В конце четверти определяется ТОПП – победитель, т. е. команда, которая завоевала больше всех наград на уроках-праздниках.

Такая организация жизни класса помогает моим ученикам перейти в среднюю школу самостоятельными, инициативными, творчески мыслящими людьми.

Вот так стараюсь дать раскрыться умственным, духовным и физическим качествам человека

Школа человечности
Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников

Для оценки общего нравственного развития младших школьников, на основе которого можно судить о нравственно-этической культуре, разработана и использована на практике комплексная диагностика следующих компонентов нравственной воспитанности:
1) знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях;
2) мотивации, отражающей отношения учащихся как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;
3) способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т. е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.
Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществлялось с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей.
Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах можно использовать методику игровых ситуаций.

Дежурная чашка
Цель: выяснить понимание детьми понятия “порядочность”.
Функции: диагностическая, воспитывающая.
Организация : учитель читает рассказ “Чашка”.
В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям – двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.
– Противная чашка, – говорили ребята, – хоть бы она скорей разбилась.
Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?
Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.
– Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, – думали ребята.
И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли “наша дежурная чашка”.
(По В. Осеевой.)
Ответ на вопрос “Каким одним словом можно назвать поступок Лены?” каждый ученик записывает на карточке.
Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия “порядочность”.

Ромашка
Цель: определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сути некоторых нравственных категорий.
Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны слова: добро, зло, истина, ложь, красиво, безобразно, трагично, комично. Детям предлагается поочередно отрывать лепесток ромашки и раскрывать суть понятия, записанного на нем.
Обработка данных: учитель фиксирует высказывания детей с точки зрения полноты, правильности, обобщенности понятия (добро – это проявление вежливости, сочувствия и т. д.; истина предполагает справедливость, честность, правдивость и т. п.; красиво – значит аккуратно, скромно, великодушно, порядочноидр.). На основании анализа ответов может быть выявлен уровень сформированности таких этических представлений и понятий у детей, как любовь, радость, искренность, долг, честь, ненависть, зависть, враждаит. п., соотношение различных понятий (“добро – зло”, “истина – ложь” и т. д.).

Философ
Цель: выявить умения детей формулировать определения нравственных понятий.
Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на доске или на плакате записано несколько определений того или иного нравственного понятия (доброта, мир, долг и др.). Например:
Счастье – это быть здоровым.
Счастье – это успехи в учебе.
Счастье – хорошие друзья.
Счастье – это мир в семье.
Счастье – это мир на Земле.
Счастье – это, когда тебя понимают.
Счастье – это свобода.
Счастье – это много денег.
Счастье – это получение удовольствия.
Счастье – это власть над людьми. И др.
Каждый ученик выбирает четыре определения и мотивирует свой выбор.
Обработка данных: осуществляется качественный анализ ответов детей.

Словарь добродетелей
Цель: определить уровень сформированности у младших школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности).
Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.
Организация: с детьми проводится традиционная в рамках модели “Ориентир” игра “Волшебный сундучок”. Организуется она необычно: в течение трех дней дети “путешествуют” со словами-добродетелями по алфавиту от “А” до “Я” соответственно остановкам:
1. “Аккуратность – любовь”.
2. “Миролюбие – сострадание”.
3. “Творчество – щедрость”.
На остановках учитель (экспериментатор) инструктирует детей: каждый вынимает из “волшебного сундучка” своеобразную по форме, разноцветную книжку-малышку – “словарь добродетелей”, подписывает его.
На первой странице словаря выписаны все слова-добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице.
На первой остановке “Аккуратность – любовь” для проработки даются слова: аккуратность, благодарность, вежливость, верность, дисциплинированность, доброта, дружелюбие, заботливость, любовь.
По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов с эталоном – на каждой странице, где дети дают объяснение, внизу имеется запись “Сверь со словарем” и дается трактовка понятия по словарю.
После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки-малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов-добродетелей и т. п.
Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках.
На остановке “Миролюбие – сострадание” объясняются слова: миролюбие, мужество, нежность, ответственность, правдивость, скромность, совестливость, справедливость, сострадание.
Остановка “Творчество – щедрость” предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие, уважение, умение прощать, умение радоваться, целеустремленность, честность, чуткость, щедрость.
Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.
Примечание: “Словарь добродетелей” остается у каждого ребенка в личном пользовании.
Важным компонентом нравственного развития личности является система отношений к общечеловеческим нормам, ценностям, на основе которой судят об уровне воспитанности человека. Такими основными ценностями выступают: Человек, Жизнь, Общество, Природа, Добро, Истина, Красота, Труд, Свобода, Равенство и т. д. (Н. Е. Щуркова); Человек, Мир, Труд, Земля, Отечество, Семья, Культура, Знание и т. д. (В. А. Караковский).
Н. П. Капустин предлагает взять за основу воспитания систему отношений человека с миром, т. е. его реальные связи с окружающей средой. Среди этих отношений он выделяет отношение к знаниям, к обществу, к труду, к природе, к прекрасному, к себе. Как отмечает автор, главная цель воспитания – развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов, а ожидаемый результат – нравственное поведение. (Н. П. Капустин. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999.)
Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которые составляют основу жизни и поведения личности. К примеру, отношение к миру включает: позитивное, бережное, экологически обоснованное отношение к природе, духовным и материальным богатствам, приумножение их. Отношение к людям характеризуется доброжелательностью, вниманием, заботливостью и т. п.
Отношение к себе – позитивное или негативное – зависит от уровня развития самосознания, способности оценивать себя. Оно проявляется в чувстве собственного достоинства, требовательности к себе, самокритичности либо в нескромности, самонадеянности или, наоборот, обесценивании себя.
Учителю следует знать, что нравственные отношения нематериальны, неуловимы, не поддаются фиксированию, проявляются прежде всего в оценочных суждениях о поступках людей, их нравственных качествах, а также в собственных поступках, где выделяются внешние действия и внутренняя обусловленность, т. е. мотивация. Поэтому для оценки и анализа отношений младших школьников к нравственным нормам мы предлагаем использовать такие показатели, как способность к оценке собственного поведения, поведения окружающих, обоснованность этих оценок, а также способность определять возможные мотивы действий и поступков других людей.
С целью диагностики нравственных отношений младших школьников рекомендуем использовать следующие игровые ситуации.

Реши задачу
Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.
Функции: диагностическая, воспитывающая.
Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент организуется в несколько этапов.
Задача 1 . Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е. Чарушин.)
Что скажете охотнику?
Задача 2 . Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила.
Ваши действия?
Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине – все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать – сворует. (З. Беспалый.)
Ваше отношение к намерению Волка?
Задача 4. На уроке математики детям дается задача: человек весной надрезал ствол березы и получил за день пять литров сока. Сколько сока он получит за десять дней?
Как вы относитесь к подобным действиям людей?
Обработка данных: осуществляется качественный анализ высказываний детей. За основу берутся следующие показатели: эмоциональное переживание ребенка, его оценочные суждения о нравственных (безнравственных) поступках людей.

Волшебный стул
Цель: выявить отношение детей к поступкам одноклассников, к качествам их личности.
Функции: диагностическая, воспитывающая, коррекционная.
Организация: организуется игра “Волшебный стул” (идея Н. Е. Щурковой).
Перед игрой учитель обращает внимание ребят на то, что каждый человек хорош по-своему: один – прекрасно поет; другой – приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий – надежен в деле и т. п.
Дети делятся на группы по 4 – 5 человек. Один садится на “волшебный” стул, а остальные поочередно говорят только о хороших его (ее) поступках и качествах личности. Например: “Марина вежливая, потому что…”, “Она добрая, так как…” и др. Подобным образом через обсуждение в микроколлективах проходят все дети.
Игра может быть организована в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.
Обработка данных: делается качественный анализ результатов на основе фиксации данных (учитель избирает свободную форму записи). За основу берутся такие показатели, как умение оценивать поступки, качества одноклассников, эмоционально выражать свое отношение к их действиям и др.

Применение подобных комплексных игровых ситуаций поможет учителю определить уровень нравственной воспитанности детей, их культуры, наметить направления коррекции поведения, провести определенную просветительскую работу с родителями.
При использовании предложенной методики игровых ситуаций в практике следует не придумывать какие-то особенные дела, а применять в диагностических целях все то, что планируется и проводится с детьми на протяжении года (игра “Волшебный стул”, операция “Милосердие”, беседа “Самолюб никому не люб” и др.).

игры, тренинги, Самопознание