Цели: учить, вслушиваясь в стихотворение, определять настроение автора и характеризовать его; обратить внимание на лексику стихотворения; совершенствование словарного запаса: толкование слова «пороша».
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
– Ребята, мы знаем, что прочитать художественное произведение выразительно очень трудно. Для этого мало выучить его наизусть. А что еще нужно? (Нужно понять, о чем пишет автор, какие картины он рисует.)
– А что еще надо понять? (Стихотворный ритм, чтобы при чтении его передать голосом.)
– И многое другое. Попробуем облегчить себе задачу по выразительному чтению предварительной работой – попытаться понять картину жизни, выявить рассказчика, его настроение.
II. Работа со стихотворением.
Строфа 1. Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом») и смотрит вокруг. Все, что он видит, вызывает у него «тихое» («тихо») и «звонкое» настроение («слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают «только серые вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).
Строфа 2. Настроение героя меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а «заколдован невидимкой», он «дремлет» «под сказку сна». И сосна будто живая: «словно белою косынкой подвязалася сосна». Герой любуется сказочной картиной.
Строфа 3. Герой продолжает рассматривать сосну. Снова сравнивает ее с человеком («понагнулась, как старушка»). Ему нравится эта сосна-старушка (а не «старуха»), и слово-то какое он выбирает – «понагнулась», ласковое, теплое.
Строфа 4. Герой доволен тем, что «скачет конь», что «вокруг простору много», что «валит снег», а не просто идет сильный снег, а зима как бы «стелет шаль», покрывая землю. Любуется он и бесконечной дорогой, которая «убегает лентой вдаль». И не просто «убегает», но убегает «лентой». Красота природы вызывает у рассказчика чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.
III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.
– Вот какие картины видит рассказчик, вот как они меняются, вот как меняется и настроение самого рассказчика. Второе, что нам надо выяснить и что поможет нам выразительно читать стихотворение – это выявление стихотворного ритма и рифмы. Закон конца строки поможет нам делать паузы в конце стихотворных строк, а рифма, подчеркивая этот закон, требует еще и дополнительного внимания к себе, рифмующиеся слова необходимо немного выделять голосом. И наконец, сам закономерный повтор ритмического рисунка в строках поможет нам передать, выразить музыку стиха.
Учитель заполняет на доске схемы под хлопки. Дети отмечают конец строки чертой.
Строфа 1.
/ / / / –– –– –– –– –– –– –– –– |
/ О НЫ |
а |
/ / __ __ __ __ __ __ __ |
/ ГУ |
б |
/ / / –– –– –– –– –– –– –– –– |
/ О НЫ |
а |
/ / __ __ __ __ __ __ __ |
/ ГУ |
б |
Строфа 2.
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ |
/ И МКАЙ |
в |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ |
/ СНА |
г |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ |
/ Ы НКАЙ |
в |
/ / __ __ __ __ __ __ __ |
/ СНА |
г |
Строфа 3.
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ |
/ УШ КА |
д |
/ / __ __ __ __ __ __ __ |
|