От стрелы до… сверхзвукового вооружения (эволюция вооружения и военной формы)

0
552


Кто впервые придумал оружие? Легенда гласит, что мифический герой Давид, поднявший камень для своей пращи, открыл историю оружия на свете.

С тех пор люди на протяжении веков пользовались различным оружием для лишения жизни себе подобных, переходя от примитивного оружия до самого смертоносного, массового поражения. Продажа оружия стала страшным бизнесом, приносящим колоссальные доходы – пожалуйста, покупай и…убивай!

В то же время, как это ни парадоксально, изобретение оружия во все времена двигало техническую мысль, служило прогрессу. Ведь каждый новый вид оружия сопровождает, как тень, его противооружие: пулю – броня, отравляющие вещества – противогаз, бомбардировщиков – зенитные ракеты…

Копье и щит – неразлучные, извечные враги. Придумав копье для нападения, человек вскоре придумал защиту от него – щит. Копье, застревая в щите, мешало обороняться. Но противник выхватывал меч и перерубал древко…

Так в далекие времена началось соперничество оружия. Продолжается оно и теперь.

Кочевники тоже не остались в стороне, узнав силу своего, пускай примитивного, оружия в схватке с врагами.

Известный русский ученый Л.Н. Гумилев пишет: «… Неверно думать, что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники… изобрели такие вещи, которые нынче вошли в обиход человека как нечто само по себе разумеющееся. Стремя появилось в Центральной Азии между 200 и 400 гг. н.э. Кочевниками были изобретены изогнутая сабля, вытеснившая прямой меч, и длинный составной лук, метавший стрелы на расстояние до 700 метров. Наконец, круглая юрта в те времена считалась наиболее совершенным видом жилища».

Казахи унаследовали от своих предков многие ремесла, в том числе производство оружия, конской сбруи.

Казах вооружался копьем – сунги, мечом – кылыш, луком – садак; если была возможность, надевал на себя панцирь и шлем. В походе казахи носили шокпар, сойыл – боевые палицы на длинной ременной петли, которую обычно забрасывали на локтевой сгиб. Казахские нагайки – камшы, дойыр, дырау, дода – отличались друг от друга не только размерами плетения, но и ручек. Для усиления удара, например, в ручки дырау и дойыра заливали расплавленный свинец, специально просверливая для этого отверстия.

Холодным ударным оружием казах пользовался при спорах с иноплеменниками, обидчиками, не доводя дело до смерти. А при столкновениях с врагами наряду с саблей, копьем применял секиру – айбалта на длинной деревянной рукоятке с острым лезвием, напоминающий полумесяц, и обухом.

В захоронении иссыкского воина (близ Алматы) были найдены клинок и меч, сделанные из железа и инкрустированные золотом.

По народным представлениям оружие являлось воплощением благополучия и счастья и особо почиталось как у воинов, так и у простых скотоводов и земледельцев. В степи, где нередко приходилось отстаивать каждую пядь родной земли, только тот был достоин уважения, кто имел оружие и умел с ним обращаться.

Казахи сами изготовляли основные предметы вооружения. Стрелы делали из березового дерева, тетеву для лука из кишок овцы, а из желудка ее делали обертку для наконечников стрел.

Но мастера этого дела – кузнецы, ковавшие оружие, пользовались большим уважением за таинственность своего ремесла, общение с огнем, знание секретов такого жизненно важного материала, как железо. Существовал даже культ кузницы, считавшейся одной из святынь.

С XVI в. начался процесс активного распространения огнестрельного оружия в степи. Существовало три канала поступления такого оружия: степняки получали его от соседей либо в качестве военной помощи, либо путем торговли, либо захватывали в ходе боевых действий трофей, а порой беря в плен мастеров-оружейников. Но количество их было ограниченным, да и подготовка к стрельбе занимала много времени, была трудоемкой операцией (как минимум, пять этапов). Например, из фитильного ружья стреляли только спешившись и исключительно при хорошей и сухой погоде.

C XVIII в. стали проникать русские ружья заводского производства, а затем среди зажиточных казахов стали появляться кремневые винтовки.

Но традиционное излюбленное оружие степняков служило им верой и правдой еще не одно столетие.

Вооруженные старинным оружием, казахские сарбазы, как и другие степняки, были грозным и неуловимым противником для регулярных французских войск в войне 1812 года. «Маленькая стрела, пущенная крепкой и умелой рукой всадника – казаха, башкира или татарина – точно попадала в глаз или горло врага. Они мастерски стреляли в цель, и притом с такой силой, что стрела на расстоянии в 15 сажень могла пронзить насквозь не только человека, но и лошадь», – это признавали и русские, и французы. Один фран-цузский полковник писал, что степняки носились вокруг них, словно рой ос, обстреливая из луков и стрел, за что получили прозвище «амуры».

В трагические дни народного восстания 1916 г. народ снова обращается к своему прошлому опыту: люди изготавливают традиционное, исстари известное оружие – сабли, кинжалы, пики и айбалта (топоры на длинных топорищах). Нашлись и умельцы, изготавливавшие ружья. В горах были устроены мастерские для изготовления оружия, выделки пороха.

Огнестрельное оружие также проходило различные этапы своего развития: от фитильного до суперсовременных винтовок и т.д. Первыми винтовками было трудно пользоваться. Целых два века прошло, прежде чем винтовка стала удобным оружием – когда придумали патроны с металлическими гильзами, а потом пристроили к ней магазин – коробку с патронами. В конце XIX века иностранные и русские инженеры сделали больше ста образцов винтовок. После тщательного отбора для русской армии взяли винтовку С.Мосина. Из нее можно было вести прицельный огонь на расстоянии 2 ки-лометров со скоростью 12 выстрелов в минуту. Эта винтовка оказалась такой удачной, что провоевала и всю Великую Отечественную войну.

Но во всем мире признается, что самое идеальное оружие – автомат Калашникова – придумал «гениальный сержант» и великий выдумщик Оружия. Этот автомат, по выражению бывшего военного корреспондента О. Квятковского, – простой, дешевый, безотказный, точный, сильный. Предельно безразличный к холоду, жаре, песку пустыни, грязи джунглей и соленой воде Персидского залива. Его автомат сегодня заменяет многим все на свете: афганскому мальчишке, к сожалению, – школьную тетрадь; ученику Бен Ладена – Коран; разбойнику – все прочие профессии; ковбою – этикет, да и родной язык; политику – все пакты, декларации…

Стомиллионным тиражом рассеян АК по планете: от Мозамбика до Балкан – и убеждает людей если не силой слова, то силой оружия.

Целую революцию в военном деле устроил порох. Затем появились моторы, и войну стали называть войной моторов.

– Вы, ребята, конечно, хорошо знаете, как вооружена наша современная армия?

– Вот представьте себе, что во время военного парада вы стоите на трибуне.

Перед вами проходят чеканя шаг наши славные воины. Мы сразу увидим представителей всех родов войск Вооруженных Сил Казахстана.

Парад открывает рота юных барабанщиков- бауржановцев – воспитанников специальной военной школы-интерната имени легендарного героя.

За ними четким строем идут воины Республиканской гвардии с Государственным флагом суверенного Казахстана.

По площади проходят колонны офицеров Министерства обороны, Главного штаба Вооруженных Сил и всех родов войск.

Как всегда, отличную выучку показывают курсанты высших военных учебных заведений. Их выпускники служат во всех концах республики, достойно продолжают традиции фронтовиков.

Мимо трибуны идут воины-мотострелки. Своим напряженным ратным трудом они укрепляют мощь Вооруженных Сил.

Их сменяют гвардейцы десантно-штурмовой бригады, которая высоко держит марку элитной части.

Совсем недавно стали участвовать в параде моряки Военно-Морских Сил Казахстана.

За моряками движется колонна внутренних войск МВД. Воинов-омоновцев отличает физическая закалка, смекалка и решительность.

Издалека раздается гул, и на площадь въезжает механизированная колонна. В ее составе – боевые машины пехоты и бронетранспортеры, находящиеся на вооружении мотострелковых войск.

И вот уже движется боевая техника ракетных войск и артиллерии. Все это – системы «Гвоздика», «Гиацинт», противотанковые системы «Рапира» и противотанково-ракетные комплексы «Штурм» – испытанное и грозное оружие.

За ними – преемницы легендарных «Катюш» – системы реактивной артиллерии «Прима», «Ураган» и «Смерч», эффективно применяемые сухопутными войсками.

Еще более впечатляют зенитно-ракетные комплексы С-75, С-200 и С-300 противовоздушной обороны. Они способны поражать цели неприятеля, идущие на любой скорости и находящиеся на любой высоте.

Восхищение вызывает появившаяся над площадью авиация ВВС и ПВО. Впереди – вертолеты МИ-8, боевые вертолеты МИ-8Т, вертолеты огневой поддержки МИ-24А.

Воздух наполнился мощным гулом реактивных самолетов. В воздухе – всепогодные бомбардировщики СУ-24, за ними пролетают самые современные истребители МИГ-29 и МИГ-31, которые пилотируют истинные асы, опытнейшие пилоты.

Увидев этот парад наших защитников, вы, ребята, убедились, что молодая армия Казахстана способна выполнить любую поставленную перед ней задачу и является надежным гарантом его суверенитета.

– Что отличает одну армию от другой, армии разных государств?

– Что отличает солдата от гражданского человека, что делает армию монолитной и единой?

Конечно же, единая форма, военный мундир.

У наших предков, воинов-кочевников, не было единой военной формы, когда они выступали на врага, но каждое формирование имело какой-то свой отличительный знак: повязку на рукаве, эмблему и т.д.

По реконструкции и реставрации костюма иссыкского воина (VII–IV вв. до н.э.) можно представить, как одевались воины, собираясь в поход. Поверх нательной рубашки надет кожаный короткий кафтан красного цвета, подпоясанный тяжелым наборным поясом, на ногах узкие шерстяные или кожаные штаны, заправленные в войлочные или кожаные сапоги с высокими голенищами. Головной убор войлочно-матерчатый, не исключено употребление кожи.

Костюм сака был богато украшен золотыми предметами: бляхами в виде барсов, горного козла, птиц, а также бляшками квадратной и треугольной формы.

Поражает воображение реконструкция парадного снаряжения коня знатного воина – кожаная маска, золоченые рога из дерева, богатейшая сбруя… Вот он, тонконогий высокорослый красавец, служивший верой и правдой древним кочевникам много веков назад.

Своеобразное положение казахских офицеров, находившихся на службе в царской России, – и военных и чиновников одновременно – сказалось и на их военной форме. Согласно царскому указу 1856г. им разрешалось носить национальную одежду, но с плечевыми погонами по образцу армейских или кавалерийских штаб- и обер-офицеров со звездочками для различия чинов, а также саблю на золотой портупее. Полную же офицерскую форму носили те казахи-офицеры, которые проходили действительную военную службу в регулярных войсках.

По указу 1859 г. казахским офицерам, не числящимся в регулярных войсках, разрешалось носить на национальных костюмах, кроме золотых плечевых погон, также и золотые чешуйчатые эполеты на красной подкладке со звездочками для различия чинов, кавалерийскую саблю на золотой поясной портупее с красным подбоем.

У русских воинов впервые единая военная форма появилась у стрельцов в XVI веке.

Но настоящая культура форменного костюма рождается и формируется во времена Петра Великого. В начале XVIII в. Петр I ввел форму для армии. Основу ее составил европейский костюм. Строго регламентировался цвет, покрой одежды, сукно, из которого ее шили. Петр добивался соблюдения формы во всех мелочах, ее строгого единообразия.

Одним из первых массовых костюмов, разработанных художниками после Октябрьской революции, была красноармейская форма. Художники использовали в своих творческих поисках русский исторический костюм, шли от русского кафтана и рубахи. Так появилась военная форма – шлем, шинель, рубаха, кожаные лапти. Старинные мотивы отделки петлицами удачно сочетались с символическим красным цветом обшлагов, воротников и звезды на шлеме.

Особенно удачным оказался шлем: подчеркивая героизм и романтику, шлем повторял силуэт русского богатырского шлема и изначально именовался «богатыркой», а вскоре получил современное боевое имя «буденовка» и просуществовал вплоть до начала Великой Отечественной войны. На буденовку нашивалась большая матерчатая звезда, цвет – по родам войск. На шинели и рубахи пришивались «разговоры» – три большие цветные декоративные петлицы.

Дальнейшее развитие военной формы шло по линии упрощения декоративных элементов и повышения функциональных качеств. Вспомним хотя бы, как менялись в военной форме брюки: были широкие галифе, а сейчас – просто брюки.

С 1935 года каждый род войск стал носить фуражку со стандартной темно-зеленой тульей и цветным околышем по роду войск. В широкий обиход вошла пилотка, теперь ее носили и командиры, и бойцы. Только коман-ирская была с цветным кантом по роду войск.

В начале войны 1941 года бойцы Красной армии были одеты в защитного цвета гимнастерки с отложными воротниками, на которые пришивались петлицы, цветом и эмблемами определяющие род войск. Туда же крепились и знаки различия. Солдатские брюки были того же цвета, что и гимнастерка, и заправлялись в сапоги или ботинки. Головными уборами служили фуражки, пилотки, шапки-ушанки и каски. В холодное время года выдавались шинели и ватные телогрейки с ватными штанами. Отдельные рода войск, например, летчики, танкисты и т.д.– имели свою «специальную» форму. Для всех родов войск необходимым предметом военного быта была плащ-палатка.

В 1943 году после победы под Сталинградом в Красной Армии ввели погоны и гимнастерки со стоячими воротниками по образцу старой русской армии.

Но во все времена верной спутницей солдата оставалась шинель – форменная военная одежда, как определяет ее энциклопедия. О военной, фронтовой шинели сложено немало стихов, она стала боевой подругой каждого, кто встал на защиту Родины.

Лучше всего, пожалуй, о функциональном назначении шинели сказал А.Твардовский:

Взял шинель да, по присловью,

Смастерил себе постель,

Что под низ, и в изголовье,

И наверх – и все – шинель.

Знаменитая, пробитая

В бою огнем врага,

Да своей рукой зашитая, –

Кому не дорога!

Упадешь ли, как подкошенный,

Пораненный наш брат,

На шинели той поношенной

Снесут тебя в санбат.

А убьют – так тело мертвое

Твое с другими в ряд

Той шинелкою потертою

Укроют – спи, солдат!

Послевоенная форма солдат Советской армии была проста и красива. На боевых учениях солдат носил каску, пилотку, «русскую гимнастерку с погонами, брюки, заправленные в сапоги. На поясе затягивался кожаный ремень со звездной пряжкой из латуни.

В конце 1970-х гг. появилось камуфляжное обмундирование (впервые появилось в Афганистане).

Воины-казахстанцы должны беречь честь мундира. Военный мундир – это, в известном смысле, тоже государственный символ.

В нашей армии, как и в армии России, мундир – это военные френчи цвета хаки. В будние дни – пятнистая маскировочная одежда.

А знаете ли вы, когда появился в военном мундире такой цвет? Ведь раньше во всех странах воины носили мундиры самых различных цветов и преимущественно ярких.

– Так вот, в 1857 году в Индии произошло восстание сипаев против английского господства. Один из лейтенантов английской пехоты предложил заменить традиционный красный цвет мундиров на цвет «пыли», который на хинди звучит как «хаки».

Как вы думаете, для чего военнослужащие носят погоны?

Для того, чтобы сразу было видно, кто кому подчиняется. Ведь беспрекословное подчинение старшему командиру и точное выполнение его приказа – главное требование воинского устава. Вера в правильность приказа основывается на авторитете старшего по званию. Лычки (знаки отличия ефрейторов, сержантов) и звезды на погонах даются не просто так. Они показывают военную квалификацию человека, его знания, его служебное положение, заслуги перед армией и страной.

Сколько ступенек надо пройти рядовому, чтобы надеть маршальские погоны! Хотя большинство останется просто хорошими солдатами, кое-кто дослужится до офицерского звания, а кто-то – до генеральского, и только единицы получат погоны с большой маршальской звездой.

– Кто может назвать, какие воинские звания существуют в армии Казахстана ?

Рядовой, кадет, курсант, ефрейтор, прапорщик,

лейтенант, старший лейтенант, капитан, май-

подполковник, полковник, генерал, маршал.

Самопознание