Цель урока: Обуч. Ознакомить учащихся с функциями опорно-двигательной системы,
скелетом человека, а так же строением, ростом, и составом костей.
Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
Воспит. Воспитывать бережное отношение к организму, как единому
целому.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний, опрос.
1. Что такое ткань и какие группы тканей вы знаете?
2. Где расположена каждая из групп тканей и каково их значение?
3. Что такое гуморальная регуляция?
4. Расскажите о двух типах желез, и чем они отличаются друг от друга?
5. Как осуществляется нервная регуляция организма?
Основная часть (новый материал).
ФУНКЦИИ ОПРОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Скелет и мышцы – органы движения человека.
Защитная функция.
Сердце и легкие —-грудной клеткой, мышцами груди и спины.
Органы брюшной полости(желудок, печень, почки)—–нижним отделом позвоночника,
костями таза, мышцы спины и
живота.
Головной мозг ——-черепом.
Спинной мозг ——–позвоночником.
КОСТНАЯ ТКАНЬ
Нервы кровеносные сосуды
Костная ткань состоит из межклеточного вещества (твердое и плотное) рис. 26
Мельчайшие канальца, которые имеются у костных клеток заполнены межклеточной
жидкостью (питание, дыхание).
СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ.
Длинные короткие.
Трубчатые, они полые, поэтому прочные Образованы губчатым веществом,
легкие в их полости находится такое строение, имеют кости лопаток,
соединительная ткань богатая жиром – ребер. Поверхность костей покрыта
желтый костный мозг. Головки трубчатых надкостницей в ней проходят
костей образованы губчатым веществом. кровеносные сосуды и нервы.
Промежутки между костными пластинками Края костей покрыты хрящом и
заполнены красным костным мозгом не имеют надкостницы.
(кроветворный орган).
РОСТ КОСТЕЙ. Кости растут в длину и толщину и формируются к 22-25 годам, регулирует гормон роста.
В толщину.
Клетки внутренней поверхности надкостницы делятся, образуются новые слои клеток и
межклеточное вещество.
В длину.
За счет деления клеток хрящевой ткани и находящихся на краю костей.
СОСТАВ КОСТЕЙ.
Органические неорганические
Придают гибкость и упругость придают твердость
Прочность костей.
(самые прочные кости взрослого человека)
СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ.
Неподвижно подвижно полуподвижное
(кости черепа) (суставы конечностей) (позвоночник)
Суставы – подвижное соединение костей(бедренный, коленный, локтевой)
На одной из костей находится ямка суставная впадина в неё помещается головка другой
кости. Впадина и головка покрыта слоем блестящего гладкого хряща. Сверху сустав
покрыт суставной сумкой в ней находится суставная жидкость.
Хрящи
Связки соединительная ткань.
Суставная жидкость
Полусуставы – полуподвижное соединение костей с хрящевыми прокладками.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания).5-7 мин.
Работа по группам
1. Функции опорно-двигательной системы.
2. Строение костной ткани.
3. Строение костей.
4. Рост костей и их состав.
5. Соединение костей.
Составить схему скелета верхних и нижних конечностей, а так же особенности
предупреждения осанки и плоскостопия
№129,130,131,133,135,136,138 (конечности).
Итоговый контроль, анализ урока.
ДЗ П.21,22