Дата: 26.04.2013 № урока 58 Предмет: познание мира.
Тема урока: Моя Родина – Казахстан. Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи:
Пополнить знания по теме, активизировать познавательную деятельность, формировать интерес к культуре и истории Казахстана;
Развивать коммуникативные способности, внимание, память, умение слушать друг друга;
Воспитывать у учеников чувство любви к Родине, стремление бережно относиться к своей стране, взаимоуважение.
МО: словесный, наглядный, практический.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная.
ТСО: учебник, дневник наблюдения, карандаши, рисунки.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой.
Повторение изученного.
-На какую тему мы с вами говорили на прошлом уроке? (Личная гигиена школьника)
-Послушайте стихотворение о мальчике, о котором рассказал поэт Яхнин в стихотворении «Очень правдивая история» (несколько школьников читают стихотворение).
Жил на свете мальчик странный-
Просыпался по утру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите — верьте, хотите -нет.
А лицо мочалкой тер…
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите — верьте, хотите — нет.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите — верьте, хотите — нет.
Мальчик этот был упрямый,
Маму слышать не хотел,
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Хотите — верьте, хотите — нет.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
«Если мальчик будет грязным-
Будет он всегда здоров».
Вы нам верите?
-Ребята, можно ли заболеть от чистоты?
-Правильный ли диагноз поставили врачи?
-А что значит, соблюдать личную гигиену? (регулярно мыться, носить чистое белье и одежду, мыть и чистить обувь).
-А как называют людей, которые не соблюдают личную гигиену? (грязнули, неряхи, не опрятные…)
Работа по новой теме урока.
Послушайте рассказ М.Абылкасымова «Родная земля» и постарайтесь найти ответ на вопрос «С чего начинается Родина?»
Как только появились чернеющие проталины и первые зеленые росточки, Анар затосковала по родному аулу. Там остались дедушка, большой лопоухий пес Актабан, любимая лужайка за домом и добрый сад. Последнюю неделю Анар по 4 раза в день подходила к отцу и с одним и тем же вопросом: «А весна еще не наступила?». Папа добродушно отмахивался: «Подожди немного, пусть потеплее станет».
Наконец наступил долгожданный день ,и Анар отправилась в аул. Дорога, по которой ехал автобус, вилась темной ленточкой. Влажный чернозем исходил паром и ветер разносил его дыхание на многие километры вокруг. Горы высились в стороне от дороги — солидные, гордые и молчаливые. Подернутый светлой загадочной дымкой лес звал к себе, притягивал, обещая много интересного.
Во дворе первым их встретил дедушка. Он возился с Буланом, старым другом Анар, подтягивал на нем сбрую и что то ласково приговаривал при этом. Хитровато улыбаясь, дедушка объявил:
-Сегодня я познакомлю Анар с землёй, на которой она родилась.
– А где я родилась? – полюбопытствовала девочка.
– Во-он под тем тополем, -засмеялся дед.
– А можно я сяду на лошадь?
– Садись.
Проворный лучик солнца — посланец весны — заглянул девочке в глаза и ускользнул, играя травой, белыми ромашками и радостно согревая на своем пути все живое.
– Вон под той горой — Аккыз — стояла около тополя когда -то зимовка, – объяснил дедушка, – в трудные дни мы пережидали там буран и непогоду. Однажды в такой же, как и сегодня, весенний день к нам в гости приехала твоя мама. Там ты и родилась. Никогда не забывай свою маленькую родину,- добавил дед. – Родная земля щедра, как мать: тому кто о ней помнит, она отдает свою силу. Расти крепкой, внученька!
– Я обязательно стану сильной, дедушка. Вырасту побыстрее и буду помогать тебе трудиться на земле – пообещала Анар и побежала навстречу ветру своей родины».
– Ребята, так что же такое «малая Родина»?
– Действительно, малая Родина — это место где вы родились.
– А что вы можете рассказать о своей малой Родине? (ответы 3 — 4 детей)
– Ребята, а если все наши маленькие Родины соединить в одно целое, то получится большая Родина — наша прекрасная страна Республика Казахстан.
Широка и просторна земля казахстанская. В ней есть глубокие реки, большие леса, бескрайние степи, высокие горы. Посмотрите, какая красивая наша Родина! В Республике Казахстане много городов. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Города Казахстана». (Согласная буква: Тараз, Семей, Щучинск, Караганда, Петропавловск, Темиртау, Кокшетау, Шымкент, Павлодар…Гласная буква -Астана, Алматы, Актау, Атырау, Ерементау, Аксай, Уральск, Экибастуз…)
-Молодцы! Вы назвали очень много городов нашей родной страны. Запомните их. В этих городах есть очень много красивых мест, посмотрите на них . А чем же славны наши города?! Послушайте небольшие сообщения, которые для вас подготовили ваши одноклассники (выступления детей).
1) Караганда — один из крупнейших городов Казахстана. Город так назван из — за кустов и ветвистых деревьев карагана,которые в большом количестве растут в городе. Город вошел в историю благодаря месторождению угля.
2) Алматы – жемчужина Алатауских гор. Название города означает яблоневое место. Алматы отличается от других городов страны тем, что является научным, экономическим и культурным центром. Алматы по — другому называют южной столицей.
3) Астана является главным городом Казахстана. Самый крупный завод — Казсельмаш. На нем производят сельскохозяйственные машины, тракторы, комбайны. Сегодня Астана крупный город с множеством новостроек
А живет в нашей стране очень много человек — более 16 миллионов!!! А как их можно назвать одним словом? (казахстанцы)
– Правильно, все мы — казахстанцы. Но национальности у всех разные. Казахстан — многонациональное государство. Кроме казахов, его населяют представители еще 120 наций .Какие нации живут на территории республике? ( русские, украинцы, татары, немцы…) А какие национальности есть в нашем классе?(ответы детей) Все люди в нашей стране имеют одинаковые права. А кто руководит нашей страной? (президент — Н.А. Назарбаев).
Работа по учебнику стр. 121 – 123
Физкультминутка
Закрепление изученного материала.
-Ребята, на доске наклеен контур Казахстана, а у каждого из вас лежит цветок. Вам нужно на цветах написать пожелания себе и своей стране светлого, доброго и хорошего. Теперь наклеим цветы на нашу карту(творческая работа детей).
-Посмотрите, какая необыкновенная карта у нас получилась.
Работа в дневнике наблюдения.
Домашнее задание
Стр. 119 – 120 читать, перессказывать. Ответить на вопросы.