Цель урока:
· Обуч. В ходе урока познакомить учащихся с сущностью мейоза, как одного из способов деления клетки: его основными азами и процессами, а так же особенностями оплодотворения.
· Развив. Научить школьников правильно проводить сравнение митоза и мейоза, выявлять основные черты сходства и признаки различия между этими двумя типами деления клетки.
· Воспит. Продолжить формирование у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к изучению сложнейших процессов, происходящих в клетке при ее делении; убедить школьников в закономерности и логичности их протекания.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.
Карточка 1
Формы размножения организмов.
Вопросы для сравнения |
Размножение |
|
бесполое |
половое |
|
Для каких организмов наиболее характерно? В чем сущности? Какие клетки участвуют в размножении? Каковы результаты размножения? |
|
|
Карточка 2
Типы бесполого размножения.
Тип бесполого размножения |
Примеры организмов |
Характеристика процессов размножения |
|
|
|
Карточка 3
Определите отличие яйцеклетки и сперматозоида.
Карточка 4
Какие процессы проходят половые клетки в своем развитии?
Карточка 5
Сопоставьте процессы образования мужских и женских половых клеток. В чем сходство? В чем отличие?
Карточка 6
Чем объясняется неравноценность клеток в зоне созревания в процессе образования женских половых клеток?
1. Проанализируйте процесс митоза и особенности расположения и изменения хромосом в каждой фазе.
2. Дайте определение понятий: митоз, центромера, хроматиды, интерфаза, диплоидный набор хромосом.
Физминутка.
Основная часть.
Основной тип деления клетки, в результате которой образуются яйцеклетка и сперматозоиды, называется мейозом. Соматические клетки содержат диплоидный (двойной) набор хромосом, а половые клетки содержат гаплоидный (одинарный) набор хромосом. Они образуются путем мейоза. Этот процесс происходит в два этапа.
При первом происходит уменьшение числа хромосом, а во втором не меняется.
Интерфаза происходит, также как и в процессе митоза.
Первое деление мейоза.
· Профаза:
– Растворение ядерной оболочки.
– Спирализация хромосом.
– Расхождение центриолей к разным полюсам клетки.
– Образование нитей веретена деления.
– Сближение парных хромосом или их конъюгация.
– Обмен участками между гомологичными хромосомами каждой пары, то есть их перекрест, или кроссинговер.
· Метафаза:
– Расположение гомологичных хромосом по экватору клетки (попарно, напротив друг друга).
– К каждой хромосоме присоединяется одна нить веретена деления.
· Анафаза. Пары гомологичных хромосом разделяются. Целые хромосомы конкретной пары расходятся к разным полюсам клетки. Каждая хромосома состоит по-прежнему состоит из двух хроматид.
· Телофаза. Образование двух дочерних клеток.
Второе деление мейоза:
· Профаза. Очень укорочена, без кроссинговера. Происходит по принципу митоза, но при гаплоидном наборе хромосом.
· Метафаза. Анафаза. Осуществляется по принципу митоза. Процессы идут параллельно в двух клетках, образовавшихся после первого деления мейоза.
· Телофаза. Происходят те же процессы, что и при митозе. В итоге образуются четыре гаплоидные клетки. Хромосомы в каждой из клеток однохроматидные.
Оплодотворение.
Сложный процесс слияния женской и мужской гамет – клеток с гаплоидным набором хромосом.
Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.
Жизненный цикл споровых растений.
Особое место занимает процесс размножения цветковых растений. В их жизненном цикле различают два поколения – гаметофит и спорофит.
После процесса оплодотворения происходит синтез ДНК, хромосомы удваиваются и происходит деление ядра зиготы. У покрытосеменных растений мужские гаметы малоподвижны и называются спермиями. Яйцеклетка неподвижна и находится в зародышевом мешке, где и происходит процесс слияния. Один спермий находящийся в пыльцевой трубке сливается с яйцеклеткой образуя диплоидную зиготу, второй спермий сливается с диплоидной клеткой, в результате возникает новая клетка с триплоидным набором хромосом (двойное оплодотворение).
Триплоидный эндосперм – запасной питательный материал для зародыша (несет признаки обоих родителей).
Партеногенез.
Развитие организма из неоплодотворенного яйца. Пример: одуванчик, пчелы (трутни).
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.
1. Записать последовательно процесс размножения цветковых растений.
2. Особенности первого и второго деления мейоза.
Итоговый контроль. Анализ урока. П. 49-50.