Мейоз. Оплодотворение

0
800
школьница

Цель урока:

· Обуч. В ходе урока познакомить учащихся с сущностью мейоза, как одного из способов деления клетки: его основными азами и процессами, а так же особенностями оплодотворения.

· Развив. Научить школьников правильно проводить сравнение митоза и мейоза, выявлять основные черты сходства и признаки различия между этими двумя типами деления клетки.

· Воспит. Продолжить формирование у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к изучению сложнейших процессов, происходящих в клетке при ее делении; убедить школьников в закономерности и логичности их протекания.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.

Карточка 1

Формы размножения организмов.

Вопросы для сравнения

Размножение

бесполое

половое

Для каких организмов наиболее характерно?

В чем сущности?

Какие клетки участвуют в размножении?

Каковы результаты размножения?

Карточка 2

Типы бесполого размножения.

Тип бесполого размножения

Примеры организмов

Характеристика процессов размножения

Карточка 3

Определите отличие яйцеклетки и сперматозоида.

Карточка 4

Какие процессы проходят половые клетки в своем развитии?

Карточка 5

Сопоставьте процессы образования мужских и женских половых клеток. В чем сходство? В чем отличие?

Карточка 6

Чем объясняется неравноценность клеток в зоне созревания в процессе образования женских половых клеток?

1. Проанализируйте процесс митоза и особенности расположения и изменения хромосом в каждой фазе.

2. Дайте определение понятий: митоз, центромера, хроматиды, интерфаза, диплоидный набор хромосом.

Физминутка.

Основная часть.

Основной тип деления клетки, в результате которой образуются яйцеклетка и сперматозоиды, называется мейозом. Соматические клетки содержат диплоидный (двойной) набор хромосом, а половые клетки содержат гаплоидный (одинарный) набор хромосом. Они образуются путем мейоза. Этот процесс происходит в два этапа.

При первом происходит уменьшение числа хромосом, а во втором не меняется.

Интерфаза происходит, также как и в процессе митоза.

Первое деление мейоза.

· Профаза:

– Растворение ядерной оболочки.

– Спирализация хромосом.

– Расхождение центриолей к разным полюсам клетки.

– Образование нитей веретена деления.

– Сближение парных хромосом или их конъюгация.

– Обмен участками между гомологичными хромосомами каждой пары, то есть их перекрест, или кроссинговер.

· Метафаза:

– Расположение гомологичных хромосом по экватору клетки (попарно, напротив друг друга).

– К каждой хромосоме присоединяется одна нить веретена деления.

· Анафаза. Пары гомологичных хромосом разделяются. Целые хромосомы конкретной пары расходятся к разным полюсам клетки. Каждая хромосома состоит по-прежнему состоит из двух хроматид.

· Телофаза. Образование двух дочерних клеток.

Второе деление мейоза:

· Профаза. Очень укорочена, без кроссинговера. Происходит по принципу митоза, но при гаплоидном наборе хромосом.

· Метафаза. Анафаза. Осуществляется по принципу митоза. Процессы идут параллельно в двух клетках, образовавшихся после первого деления мейоза.

· Телофаза. Происходят те же процессы, что и при митозе. В итоге образуются четыре гаплоидные клетки. Хромосомы в каждой из клеток однохроматидные.

Оплодотворение.

Сложный процесс слияния женской и мужской гамет – клеток с гаплоидным набором хромосом.

Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.

Жизненный цикл споровых растений.

Особое место занимает процесс размножения цветковых растений. В их жизненном цикле различают два поколения – гаметофит и спорофит.

image13

После процесса оплодотворения происходит синтез ДНК, хромосомы удваиваются и происходит деление ядра зиготы. У покрытосеменных растений мужские гаметы малоподвижны и называются спермиями. Яйцеклетка неподвижна и находится в зародышевом мешке, где и происходит процесс слияния. Один спермий находящийся в пыльцевой трубке сливается с яйцеклеткой образуя диплоидную зиготу, второй спермий сливается с диплоидной клеткой, в результате возникает новая клетка с триплоидным набором хромосом (двойное оплодотворение).

Триплоидный эндосперм – запасной питательный материал для зародыша (несет признаки обоих родителей).

Партеногенез.

Развитие организма из неоплодотворенного яйца. Пример: одуванчик, пчелы (трутни).

Физминутка.

Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.

1. Записать последовательно процесс размножения цветковых растений.

2. Особенности первого и второго деления мейоза.

Итоговый контроль. Анализ урока. П. 49-50.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь