Цели: развивать самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, совершенствовать коммуникативные навыки.
Форма урока: игра «Умники и умницы».
Оборудование: портрет писателя; три флажка (красный, желтый, зеленый); три «дорожки» (расчерченные по 12 клеток полосы бумаги); три ордена (красный, желтый, зеленый); таблица «Ареопаг – совет знати»; три толковых словаря (Швецова, Ожегов); карточки с названиями произведений Бажова; портреты писателей.
Рекомендации по организации
Перед уроком проводится предварительная работа. назначаются индивидуальные консультации для групп учащихся.
В ходе этапов урока, команда, ответившая на вопрос первой, продвигается на три клетки (переставляет флажок), второй – на две, третьей – на одну клетку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Подготовили его сами ребята. Посвящен он творчеству Павла Петровича Бажова.
II. Вводная часть.
– У меня в руках карточки со словами (учитель читает слова и по одной выставляет карточки на доску):
огневушка
колодец
шкатулка
горы
поскакушка
медной
змейка
малахитовая
хозяйка
голубая
синюшкин
– Что мы можем сделать с этими словами? (Составить из них названия произведений П. П. Бажова.)
Ученики по одному выходят к доске, составляют названия произведений:
«Огневушка-поскакушка»;
«Синюшкин колодец»;
«Малахитовая шкатулка»;
«Медной горы хозяйка»;
«Голубая змейка».
– Вы заранее были разбиты на группы, и каждая группа выбрала себе произведение для работы.
Представьте, пожалуйста, нам свои произведения.
К доске выходят представители от каждой группы или вся группа учащихся.
Приблизительные варианты представления:
– Мы выбрали для работы произведение «Серебряное копытце», так как хорошо с ним знакомы.
Сказка написана увлекательным языком. Она учит нас жить дружно, весело, заботиться о близких, верить в чудо…
– «Голубая змейка» нам понравилась потому, что в этом произведении правда переплетается с вымыслом. Этот сказ было очень интересно читать. Им Бажов хотел сказать нам: «Люди, не будьте жадными, цените дружбу».
– «Синюшкин колодец» – интересное произведение. Его герой проходит через невероятные приключения. Сказ показывает нам, что надо быть честным, упорным и добрым и т. д.
III. Введение в тему.
– Все произведения П. П. Бажова интересны и поучительны. Но сегодня мы остановимся на тех, которые вы выбрали. Я приготовила для вас сюрприз. Наш урок пройдет в виде игры «Умники и умницы».
Для этого нам необходимо выбрать ареопаг – совет знати.
На заранее приготовленные столы выставляется табличка.
– Какие будут предложения? (Пусть ареопагом будут гости, присутствующие на уроке.)
Учитель. Позвольте мне быть ведущей.
– Уважаемый ареопаг, попрошу занять места. Ваша задача – внимательно следить за игрой и на специальных орденах отмечать баллами ее ход.
IV. Проведение игры.
Отборочный тур
– А теперь каждая команда должна выбрать свою дорожку (красную, желтую или зеленую).
Группа, которая быстро и точно отвечает на вопросы, выбирает свою дорожку.
Та команда, которая первой ответила на вопрос, выбирает дорожку, второй – следующую, третьей команде достается оставшаяся дорожка.
Приблизительные вопросы и задания.
џ На доске 4 портрета. Найти заданный.
џ Что такое олицетворение?
џ Дайте определение сказу.
џ Назовите русских поэтов, погибших на дуэли.
џ Что такое псевдоним?
џ Гайдар, Чуковский, Житков, Горький. Назовите настоящую фамилию. И т. п.
– Отборочный тур закончен. Игроки заняли свои места. Уважаемый ареопаг сделал необходимые пометки. Впереди у нас четыре этапа игры. Какая же из команд окажется самой умной?
Биографический этап
На этом этапе выяснится, какая команда больше знает о жизни Павла Петровича Бажова.
џ Сколько лет было Бажову, когда опубликовали его первый рас-сказ? (57 лет.)
џ Как назывался первый рассказ Бажова? («Дорогое имечко».)
џ Какое учебное заведение окончил Павел Петрович? (Духовную семинарию.)
џ Кто оказал большое влияние на развитие личности Бажова и привил ему любовь к родному языку и литературе? (Учитель словесности.)
џ В какой войне участвовал П. П. Бажов? (В гражданской.)
џ Кем работал писатель? (Учителем. Журналистом.)
По результатам своих ответов команды продвигают свои флажки по «дорожкам».
– Уважаемый ареопаг подводит итоги этого этапа и продолжает следить за продвижением команд в следующем этапе.
Словарный этап
– Все, кто знакомился с творчеством П. П. Бажова, знают, что в своих произведениях он употребляет много устаревших и диалектных слов и выражений. Чтобы почувствовать всю прелесть творчества писателя, надо понимать их лексическое значение. Кто догадался, как будет называться наш следующий этап? (Словарный.)
– Что нам понадо