Название игры |
«Курьер» |
Тип игры |
моделирование |
Тематика игры |
моделирование процессов обмена информацией внутри организации, команды |
В игре участвуют |
группа полностью |
Размер группы |
оптимально — до 25-30 человек, но можно и больше (соответственно, увеличивается время игры) |
Длительность |
от 60 до 120 минут (в зависимости от размеров группы) |
Подручные материалы |
2 листа ватмана, маркеры, упаковка бумаги, ручки (у участников), видеокамера и видеодвойка (если есть такая возможность) |
Правила проведения игры |
Группа делится на малые группы (можно использовать перед этим любую игру, в которой есть принцип деления на группы — например, «Фруктовый салат»). Оптимально по времени и удобству проведения, сделать не более 4-5 групп, а в каждой группе не более 4-5 участников. Каждая группа придумывает себе название. Помимо групп необходимо 2-3 курьера, которые будут обеспечивать обмен информацией и один диспетчер (тренер), который будет фиксировать информацию. Если есть видео, то по желанию можно выделить из числа ведущих наблюдателя (тренера), который будет снимать процесс игры. Каждая группа получает лист с определенной информацией (см. далее «Вспомогательные материалы»), которую не должны видеть участники других групп. Озвучивается задание группам — например, «(какое мероприятие?) пройдет (какого числа?) (где?)» — чья группа точнее и быстрее справится. Ведущий предварительно намечает места, где могут разместиться группы — места должны быть достаточно изолированы друг от друга, чтобы группы не могли слышать и видеть друг друга, но не слишком далеко (по опыту, замедляет работу курьеров и увеличивает длительность игры). Места выписываются на ватман и возле каждого указывается название каждой группы — нужно для работы курьеров. Также заранее должна быть подготовлена таблица для курьеров (см. далее «Вспомогательные материалы»), которую участники пока не должны видеть. Группы получают полоски бумаги (нарезать полоски из листа формата А4 размером примерно 5×21 см) — каждая группа должна иметь достаточный запас бумаги (не менее 100 полосок). На этих полосках будут писаться «письма». Ведущий озвучивает правила игры: В одном «письме» можно задавать только один вопрос. В одном «письме» можно давать ответ только на один вопрос. На каждом «письме» обязательно указывать «Кому» от «Кого» (название группы). Как только группа решила, что имеет правильный ответ на поставленный вопрос, она должна послать «письмо» диспетчеру с уведомлением, что решение найдено. Группы расходятся по местам, начинают обсуждать полученную информацию и писать «письма». Курьеры постоянно обходят группы. Посетив группу, курьер забирает «письма», приходит к диспетчеру и сообщает ему: название группы-отправителя, названия групп-получателей и количество «писем» для каждой группы-получателя. Диспетчер отмечает информацию в таблице, затем курьер разносит письма по адресатам, попутно забирая от них новые «письма». |
Как только группа присылает уведомление диспетчеру о достигнутом решении, диспетчер отмечает группу в таблице порядковым номером (кто прислал первым, вторым…). Как только поступило первое уведомление, диспетчер через курьеров сообщает остальным группам, что в их распоряжении осталось 5 или 10 минут на принятие решения (лимит времени устанавливается по усмотрению диспетчера). Группы также просят написать свой ответ на отдельном листе бумаги, указав также название группы, и принести с собой в общий зал. |
|
Интерпретация результатов |
Через назначенное время группы собираются в зале. Пока группы собираются, диспетчер и наблюдатель (тренеры) считают и анализируют табличные результаты. Группы сдают свои листы с ответами, ведущий вывешивает их на видном месте. Там же вывешивается и таблица с результатами подсчетов и отметками (сколько «входящих» и «исходящих» писем пришлось на каждую группу; самый активный «писатель», самый активный «получатель»). Ведущие просят каждую группу рассказать, как был найден ответ (см. «Вопросы для обсуждения…»). Затем может быть проведена серия вопросов для курьеров и наблюдателя о том, что они видели. Ведущие также соотносят то как шел процесс поиска решения в каждой группе с показаниями таблицы. |
Возможные варианты игры |
— |
Рекомендации для ведущего |
Интересно засечь, через сколько времени после ухода на места каждая группа написала первые «письма» и сколько «писем» было в первой партии. Важно четко отмечать количество «писем», не запутаться и делать все быстро. Результаты таблицы необходимы для обсуждения итогов игры. После заполнения таблицы итогов (по ходу обсуждения) можно обратить внимание на ключевые правила и ошибки при коммуникации внутри организации. |
Вопросы для обсуждения результатов с группой |
Какова была выбранная вами стратегия? Распределяли ли вы роли в процессе работы? Какие это были роли? Сразу ли вы попросили другие группы прислать вам их информацию? Все ли адресаты вам ответили на этот запрос? Были ли эти ответы точными или интерпретацией группы или готовым ответом/мнением группы? Сверяли ли вы свой результат с результатами других групп? Что вы поменяли в процессе работы? |
Вспомогательные материалы |
Пример содержания задания корректируется под текущую дату и место, но не в ущерб сложности группа 1: «Это будет не семинар. Событие состоится не позднее 29 числа в одном из городов Северо-запада России» группа 2: «Мероприятие пройдет не раньше 25 августа не в Псковской и не в Архангельской областях». группа 3: «Тренинг пройдет в августе 2004 года не в выходные дни. В качестве места проведения рассматриваются Карелия и Новгородская область». группа 4: «День проведения мероприятия точно не пятница. Республика Марий-Эл и Калининградская область не рассматриваются в качестве места проведения из-за своей удаленности». группа 5: «День проведения мероприятия в Олонце точно не среда». Таблица для диспетчерасм. приложение далее Столбцы таблицы для подведения итоговЧто было важно? Что мешало, затрудняло работу? Что бы вы изменили/усовершенствовали в механизме обмена информацией на будущее? |
Источник информации |
Лаймонас Рагаускас, Литовская Ассоциация Образования Взрослых |