Список тем:
|
|
Пример разработки урока:
“Традиционный суд биев”
Цель: Дать сведения о суде биев, приспособленному к кочевому и полукочевому образу жизни.
Задачи: Образовательная: Показать значение процесса ликвидации суда царским правительством.
Развивающая: Формирование навыков работы с источниками изложение собственных позиций.
Воспитательная: Воспитать чувство патриотизма к учению.
Тип урока: традиционный
Наглядные пособия:
Время: 45 мин.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.
Проверить таблицу
- Расскажите о работе научных экспедиций на территории Казахстана в 18 веке.
- Охарактеризуйте роль рос ученых в изучении нашей страны в 18 в.
- Назовите имена и основное направление произведений певцов импровизаторов и жырау 18 века.
- Расскажите о функциях шежире.
3. Объяснение нового материала
План
- Бии, суд биев и их роль в жизни казахского общества.
- Виды наказания.
- Барымта.
- Ограничение царизмом полномочий суда биев.
На территории Казахстана существовал традиционный суд биев. Цель: разбирать уголовные, имущественные, внутрисемейные правонарушения и преступления. Чтобы стать бием необходимо:
- иметь знания о правах казахов;
- владеть ораторским искусством и красноречием;
- репутация как личности;
Участвующие в суде могли явиться в суд каждый со своим бием, в качестве адвоката. Суд проходил в словесной форме. В случае неправильного приговора бий мог потерять свою репутацию, а естественно и доход. За свою работу бий получал вознаграждение «Бидын билеги». В 18в. участвовали такие знаменитые бии как Толе би (Старший), Казыбек би (Средн), Айтеке (Мл жуз).
У казахов существовали такие виды наказаний, как высылка, айып, кун, дуре и казнь. Смертная казнь применялась редко. Не было мест лишения свободы. Обвиняемые выплачивали айыпы(штраф) или куны(штраф за убийство человека).приговарили к смерти, но если выплачен кун следовал отказ от мести. Обычай ат-шекпен- взыскание откупа. (т.е. выполнить все требования потерпевшего). Кто совершал некоторые протупки наказывали плетью-дуре салу.
Измена вере считалась высшей степенью позора для семьи, рода и племени.
К самоубийствам было негативное отношение, поэтому их погребали отдельно от всех.
ПРОЧЕСТЬ (стр. 78)
Смертная казнь выполнялась ч/з повешение или удушение веревкой. Убитого привязывали к хвосту лошади и отпускали на поле. За богоотступничество забивали камнями до смерти. Казахское право запрещало вступать в брак родственникам ближе 7 колена.
БАРЫМТА – захват чужого скота, чужой собственности за неуплаченный налог. При осуществлении барымты случались стычки, ранения и даже убийства.
В целом суд биев пользовался авторитетом среди жителей Степи. Суд биев отличался неподкупностью, справедливостью, доступностью и публичностью. Царское правительство стало разрушать суд биев в 20-90-е г. 19в. – т.к. он мешал властям внедрять общеимперское управление.
Рефлексия:
- Расскажите о биях, суде биев, и их роли?
- Какие виды наказаний существовали у казахов?
- Что из себя представляла барымта?
- Какую политику заняло царское правительство по отношению к суду?
- Расскажите о деятельности биев.
Домашнее задание: пр14, стр 75-79 , пересказ, Проверить глоссарий, учить таблицу
Оценки за урок.