Цель урока: знакомство с печатной и письменной буквой ъ, чтение и письмо слов с буквой ъ; развитие связной речи и чтение текста «Как мы ехали».
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня мы познакомимся с новой буквой – ъ (твердым знаком), которая не имеет звука, а указывает на раздельное произношение согласного и гласного. Показ буквы.
2. Введение буквы.
1.Слушание стихотворения А. Шибаева о твердом знаке.
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придется вам:
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
2.Показ и рассматривание буквы. На что похожа буква?
Звуковые упражнения. Как превратить слово СЕЛ в СЪЕЛ?
Звуковая игра «Как мы ехали с твердым знаком». Какие слова встретились детям по дороге? ЕХАЛИ, СЪЕХАЛИ, ОБЪЕХАЛИ, ПОДЪЕХАЛИ.
– Чем отличаются эти слова (семь – съем и т.д.)?
-Чем различаются слова?
-Как вы понимаете из значение?
-Почему изменилось значение у слов?
-Какую роль сыграл ъ?
3.Слушание и повторение рифмовки:
Съехать с горки
Не трудно Егорке.
Скрипит снежок:
Съезжай, дружок!
4.Рассматривание буквы в букваре печатной и письменной. Название буквы –твердый знак.
– Почему ъ написан на белом квадратике? (не имеет звука).
Проверка знания других букв.
5. На что похожа буква?
Дверь закрылась? Ай – ай – ай!
Вот он ключик – открывай!
– На что еще похожа буква?
3. Развитие связной речи.
– Сегодня мы с вами едем а машине в столицу Казахстана – Астану. Вы узнали почти все буквы алфавита. Можете читать и писать с этими буквами. Смотрите, мы проезжаем мимо реки, на которой стоит наша столица. Это река Есиль.
-Составьте это слово из разрезной азбуки и прочитайте его. Смотрите в окна машины.
– Какие еще слова вы можете прочитать по дороге? Что вы видите?
4.Чтение. Работа по «Букварю» с 70
Чтение слов с Ъ.
Чтение предложений. Он съел яблоко. Она съела грушу.
Чтение текста «Как мы ехали».
Беседа по тексту.
Придумывание текста по аналогии.
3) Письмо. Работа в прописи. С 38
Письмо слов с Ъ.
4. Закрепление.
«Подумай и ответь». Помоги девочке составить слова из слогов.
5. Итог урока
– что мы изучили на уроке?
-чему вы учились на уроке?