Цель урока: познакомить детей с новой буквой, совершенствовать навыки чтения двух-трехсложных слов, письма буквы, слогов, слов с буквой З.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Фонетическая разминка – Сделаем звуковую разминку.
– Что просит сказать врач, когда осматривает горло? А-а-а
– Как воет волк? У-у-у
– Как плачет младенец? Уа-уа-уа
– Что говорит бабушка, когда устанет? Ох-ох-ох
– А мама, когда огорчена? Эх-эх-эх
– А папа, когда ругает? Ай-ай-ай
– Как звенит комар? З-з-з
3. Проверка изученного.
Даны буквы: А, О, У, И, К, Ы.
– Найдите – лишнюю, почему?. Докажите.
Игра «Спрятавшееся слово»
В каждом из слов: уточка, столб, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк спряталось ещё одно слово. Какие это слова?
4. Сообщение темы урока.
Сегодня ребята мы познакомимся с новыми буквами
Проблемная ситуация Отгадайте загадки.
Ребята, послушайте загадки.
Рассыпалось к ночи зерно.
Глянули утром, нет ничего. (Звёзды)
– Сколько гласных в слове? (2)
– Сколько слогов? (2)
– Разделите на слоги.
– Поставьте ударение.
– Сделайте звуковую схему.
Зимой белый, летом серый.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
– Сколько гласных в слове? (2)
– Сколько слогов? (2)
– Разделите на слоги.
– Поставьте ударение.
– Сделайте звуковую схему
5. Постановка учебной задачи – Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: коза, глаза, роза, заяц, зонт, гнездо. (Звук [ з]).
– Кто запомнил слова, которые я произносила? Где в слове спрятался звук?
– Найдите одинаковый звук в словах: Зина, резина, мазила.
– Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке?(О звуке [з], [з’]).
– Кто знает, как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (Буква “зэ”).
– Кто скажет тему нашего урока?
Характеристика звуков [з’] и [з] –
Вывод. Звуки {З }, {З ?} – согласные.
Показ букв З и з печатными и письменными.
6. Игра упражнение в распознавании звуков [з’] и [з] в словах:
Если услышишь звук з – хлопни в ладоши: картина, корзина, картонка, звезда, лиса,
замок, зебра.
7. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся
Три – нагнулся
Руки в сторону развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
8. Работа с Букварём.
Рассматривание буквы в «Букваре»
Чем похожи и в чём разница? Название буквы – зэ
Рассмотреть сине – зелёную карточку с буквой з. Почему ребята одна синяя, а вторая зелёная?
На что похожа буква з ?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
Извиваюсь словно змейка,
Срисовать меня сумей- ка!
9. Чтение слогов и слов с новой буквой.
Прочитать слог – назвать слово с данным слогом :
Зу – зубы, за – коза, зи – корзина, зы – морозы, зо – зорька.
Чтение слов в столбиках.
За-ра зо-ла зуб
Ко-за зонт зу-бы
Гро-за зонтик зубр
Чтение слов по стрелке: коза, гроза, забор, замок, коса, лиса, сани, садик.
Вставить в слова буквы и прочитать: слон, лиса, зубр, коза, страус.
10. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
11. Письмо. Работа в прописи.
Сравнение печатной и письменной букв Зз. Знакомство с письменными буквами:
Безотрывное письмо строчной буквы з.
Безотрывное письмо заглавной буквы З.обводка буквы, письмо по образцу.
12. Подведение итогов урока.
-Что новое вы узнали на уроке?
– Что было интересно?
– Что было трудно? Вы – молодцы! Хорошо потрудились!