Цель урока :закрепление знаний о букве «о», звуками [о], [а]; составление звукобуквенной схемы, чтение схемы с ориентировкой на гласную О; развитие связной речи, обогащение словаря словами с буквой О; письмо элементов и букв О о, их соединений
1. Организационный момент.
• Артикуляционная гимнастика. Жил-был язычок в домике-ротике. Двери-губы плотно закрыты. Вот так (показ учителем). Язычок спокойно спит. К нему пришли гости звуки. Начали они его будить: «О-о-о» (губы округлены, произносится утрированный звук [о], повторить 8- 10 раз).
II. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня мы продолжаем путешествие по учебнику, и знакомится с буквами и ее секретами.
III. Повторение пройденного материала.
1 .Работа по картинке
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Что на ней изображено? (Ответы детей.)
Кролик собрался перекусить, вдруг в дверь к нему постучали.
– Интересно, кто бы это мог быть? – подумал Кролик. – Наверняка опять этот сладкоежка со своим другом.
Кролик приоткрыл дверь и посмотрел. Но увидел только большое серое ухо.
– Это определенно не медвежонок! – решил Кролик. – Большие серые уши могут быть только у… Кролика. Но если там, за дверью стоит Кролик, то кто же тогда я? Кролик широко распахнул дверь и увидел…
– Ребята, подумайте, кто пришел в гости к Кролику? (Ослик.) (Показ иллюстрации.)
– Ослик принес Кролику и нам с вами новую букву.
– Выделение звука [о].
– Произнесите слово «ослик» с ударением. (О-о-ослик.)
– Какой звук ударный?
– Определите его место в слове. (В начале слова.)
2.Упражнение в распознавании звука [о] в словах: если услышишь звук [о] – хлопни в ладоши. (Облако, клоун, дождь, трава, дом, забор, солнце.)
– Вспомните правила посадки при письме.
– Обведите все элементы. (Самостоятельная работа.)
Физкультминутка
Шли по крыше три кота (Ходьба на месте), Три кота Василия. Поднимали три хвоста (Руки поднять вверх),
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз, (Приседание),
Посмотрели вверх и вниз
И сказали три кота
(Хлопки в ладоши):
– Красота! Красота!
V. Работа по учебнику с 11.
1 .Работа со схемами, в которых слышится звук [а], а пишется буква о. читаем по схеме слова с ударной гласной о. кот, слон – буква о вписана в звуковую схему, это ударная гласная. Коты , слоны – слышим безударный гласный [а], а пишем букву о, потому что под ударением слышится и пишется буква о.
2. составление звуковой для имени Оля (на доске). В первый звуковой квадратик вписывается заглавная буква О. Все имена пишутся с большой буквы.
3. самостоятельная работа: где слышится и пишется буква О, а где слышится звук [а], а пишется О? (зонт – зонты, совы – сова)
VI. Чтение в «Спутнике» буквы О-о-о, предложения О.ОЮ? с 23
VII. Итог урока
Какая буква присоединилась сегодня к нашим звуковичкам? («О», «о».)
– Что вы с ней знаете? (Обозначает гласный звук, бывает ударным и безударным, в слабой позиции может обозначать [а].)
— Чему вы научились сегодня? (Читать слова с буквой «о» и писать новую букву.)