Цель урока: дать представление о слоге, ударном и безударном слоге.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи урока. Что такое слог? Что такое
ударный слог?
2. Слово учителя:
– Сегодня у нас на уроке будут присутствовать дикие и домашние животные (показывает картинки на доске). Рассмотрим картинки. Кто же к нам пришел? Распределим животных по месту проживания: кто живет во дворе, а кто в лесу? (Учащиеся распределяют картинки в два столбика.) Рыжая плутовка всю деревню обошла, всех кур собрала. Кто это? Где она живет? (Лиса. Она живет в лесу.)
3. Общее представление о слоге.
Слушание слов: деление слов на слоги. Из чего состоят слова? Можно ли слово разделить на части? Послушайте, как я произношу слово (по частям). Я буду делить слова, а вы слушайте и делайте вывод: На сколько частей можно разделить слово? Какой слог звучит в слове сильнее? Учитель произносит слова по слогам, ударяет палочкой при несении ударного слога: ли-са, ко-за, ба-ран. Сколько частей в слове? Две. Два слога. Какая часть первая? (ли-) Какая вторая? Правильно. Какой слог звучит сильнее? Второй. Для сравнения дается двусложное слово с ударением на первом слоге: ло-шадь, зай- ка.Ударение на первом слоге. Как обозначить деление слова на слоги?(смотрим слоговые схемы на с. 14.) Произносим слова и делим слова слоги вертикальной чертой. А как обозначить тот слог, который произносится сильнее, чем другие слоги в слове? Знаком ударения (см. овые схемы, с. 14). Сколько слогов в словах гусь и конь! (Один) Почему нет знака ударения? (Только один слог – знак ударения не ставится.) Коза и баран? (Два) Какой ударный слог? (Второй) Сколько слогов в словах корова, собака? (Три) Какой слог ударный? (Второй) Ставим знак ударения над ударным слогом. На односложном слове ударения не ставится. Почему на два слова одна слоговая схема? Потому что у них одно и то же количество слогов (один, два, три) и ударение совпадает.)
4. Упражнения в нахождении ударного слога в слове.
Игра «Позови слово»: выдели ударный слог. Произнеси слово так,чтобы мы услышали, как «позвали слово». Используются картинки для рисования: назови нарисованный предмет, раздели слово на слоги (с. 14): ба-бо-чка, гриб, ар-буз, лан-ды-ши.
5. Физкультминутка.
Яркий красный мячик
Прыгает как зайчик (прыжки на месте).
Покатился по дорожке (бег на месте),
Подождал меня немножко (остановиться).
Наклонюсь, возьму его (наклон)
И подброшу высоко (движение руками).
6. Письмо. Письмо элементов буквы и. письмо палочек прямых и с закруглением.
7. Развитие связной речи.
Создание ситуации. Однажды жители леса (или жители двора) собрались переезжать в другой лес (другой двор). Но кто с кем поедет? Найдите слоговые схемы к словам, обозначающим животных. Кто поедет в первом вагоне? (Кот) Во втором? (Ли-са, ко-за, зай-ка, мед-ведь, дя-тел). В третьем? (Собака, со-ро-ка, во-ро-на) Соедини рисунок с вагоном.
8. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: слог, ударение, ударения, ударный слог, безударный слог; 2) умеем делить слова на выделять ударный слог.