Цель урока: развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ; развитие речи: обогащение словарного запаса по лексической теме «Родина»; подготовка руки к письму: раскраска предметов.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
Давайте вспомним события вчерашнего первого школьного дня, который начался торжественной общешкольной линейкой. На линейке был исполнен гимн Республики Казахстан. И так было в этот день в каждой школе нашей страны. И, слушая гимн, каждый человек, гражданин нашей страны, взрослый и маленький, учитель и ученик, испытывает чувство гордости за свою Родину, которая дала нам возможность свободно жить, трудиться и учиться.
Прослушивание записи гимна РК стоя.
30 августа наша страна отмечает день Конституции РК. Конституция – это основной закон нашей страны. В ней записаны все правила и нормы жизни для каждого человека.
(Показ изображения Конституции.)
Наша страна огромна, но в каждом ее уголке люди выполняют законы Конституции РК, которая гарантирует каждому гражданину Казахстана право на образование.
II. Чтение стихотворения.
Зелеными просторами
Легла моя страна.
На все четыре стороны
Раскинулась она.
(М. Исаковский)
III. Работа по Букварю.
Правила обращения с книгой.
Рассматривание страницы.
Давайте рассмотрим карту Республики Казахстан. На доске у нас висит большая карта Казахстана (области выделены цветом). На столе у меня глобус, по которому я покажу вам место Казахстана на земном шаре.
Обратите внимание на главный город нашей Родины – Астану, в которой живет и работает наш президент.
-Знаете ли вы имя, отчество и фамилию нашего президента?
Вернемся к карте, вот область, в которой мы с вами проживаем , и главный областной город Петропавловск.
IV. Работа в прописи.
Учащимся предлагается найти свою область и закрасить ее определенным (красным) цветом. Затем рассмотреть другие области и закрасить их разными цветами. Обратить внимание учащихся на то, что Казахстан имеет большую территорию и очень богат. V. Развитие речи.
– Ребята, а как называется место, где находится ваш дом, ваша школа, живут ваши родители? (Родина)
– Наша Родина – Республика Казахстан. И, как у каждого государства, у нее есть свои символы.
Обратите внимание на герб и флаг. Каждое государство имеет свой гимн, герб и флаг. -Вспомните, что такое гимн (это главная песня страны, ее исполняют и слушают стоя).
-Обратите внимание на герб РК. Герб и флаг есть у каждого государства. В флаге и гербе зашифрована очень полезная информация о нашей стране. В герб Казахстана включено изображение шанырака. У казахов есть высказывание «Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома». Именно это мирное пожелание положено в основу герба. У каждого человека есть своя путеводная звезда, такая звезда должна быть и у государства. Звезда на гербе Казахстана – путеводная для каждого ее гражданина. Еще на гербе изображены небесные кони – тулпары. У коней много заслуг перед человеком. Конь в степи – первый помощник и друг.
Затем учащимся предлагается обратить внимание на флаг.
– Какого цвета флаг нашего государства?
Что изображено на нем?
Как вы думаете, почему?
По флагу, который держит человек, можно узнать, кто он и жителем какого государства является. Например, красный флаг – это знак отваги, черный – знак печали, а белый – знак смирения. Почему флаг нашего государства голубой, а не зеленый, или, например, желтый? Ведь Казахстан – это страна зеленых степей и желтых пустынь! Синий – это цвет воды. Без воды нет жизни на земле. А еще это цвет неба! Небо – как крыша дома, под которой живут миллионы людей. Оно одно на всех. Солнце – дает жизнь всему на земле. А его лучи похожи на капельки воды или зерна. Хлеб – это богатство. Есть хлеб – значит, будут сыты жители страны.
А по национальному орнаменту «кошкар муйиз» («бараньи рога») сразу можно догадаться, что это флаг Казахстана.
– А какая птица изображена на флаге? (Беркут) Как вы думаете, почему именно эту птицу поместили на флаге?
Во-первых, степной орел – одна из самых больших птиц на свете. Размах ее крыльев достигает
VI. Знакомство с прописью.
Рассмотреть рисунок. Что на нем изображено?
Какого цвета флаг? Какого цвета орнамент, солнце, беркут?
Учащимся предлагается раскрасить рисунок в соответствующие цвета.
VII. Итог. Я вас поздравляю: вы стали школьниками. О чем вы расскажите сегодня своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам? Чем вы занимались на уроке? Что понравилось?