Урок 40 Тема: УДАРЕНИЕ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ УДАРНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

0
670
редактор изображений

Урок 40

Тема: ударение. произношение и обозначение на
письме ударных и безударных гласных

Цели: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных гласных в слове.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Выполнение упражнения 85, с. 109.

– Образуют ли буквосочетания слог? Почему?

– Разделите слова для переноса.

– Какое правило переноса вы применили?

II. Актуализация опорных знаний.

– Однажды с учеником первого класса произошел такой случай.

(Учитель зачитывает миниатюру.)

Мальчик заболел.

– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Он взял бутылочку с лекарством и прочитал: «Три раза в день по одной чайной ложке. После приема пищи?». И запищал.

Вбежала мама.

– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

– А я лекарство принял. А здесь написано: «После приема пищи?».

– Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел.

– Какую ошибку совершил мальчик?

– Как нужно было прочитать инструкцию?

III. Формирование новых знаний.

– Вспомните, что такое ударение.

Выполнение упражнения 86, с. 109 (по заданию).

– Прочтите сообщение Грамматика.

– Как на письме обозначить ударный звук?

Ударный звук, ударный звук,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

Мы в слове звук ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

IV. Орфоэпическая минутка.

(Нормы литературного произношения.)

На доске: алфави??т, воро?та, звони?т, кварта?л.

* Дети читают слова. Учитель закрывает их. Кто не сделает ошибок в произношении этих слов, тот получает жетон.

V. Отработка умения ставить ударение в словах.

Выполнение упражнения 87, с. 110.

VI. Работа с омографами.

1. Выполнение упражнения 88, с. 110 (по заданию).

– От чего зависит смысл этих слов?

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! – и ударил в безударный звук…

… И сразу же исчез огромный за?мок,

А появился маленький замо?к…

– Попробуйте сами правильно расставить ударения.

На доске:

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ири?с,

А вышивает и?рис.

2. Самостоятельная работа.

– А теперь такое же задание выполните самостоятельно в группах (по 4–5 человек).

Учитель раздает заготовки.

Карточка 1

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

– Не мука, а мука,

Поварам наука.

Карточка 2

От удивленья ахнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

Карточка 3

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

Карточка 4

Было ясно

И светло.

Солнце село

За село,

День с собою

Увело.

Карточка 5

За окном

Метель мела,

Снег несла,

В трубе гудела.

Стало все

Белее мела.

Проверка.

3. Выполнение упражнения 89, с. 111 (по заданию).

VII. Итог урока.

– Что такое ударение?

– Может ли смысл слова зависеть от ударения? Приведите примеры таких слов.

Домашнее задание: устно упражнение 90, с. 111.