Урок 13
Тема: действие и слово
Цели: познакомить со словами-действиями; продолжать словарную работу; обогащать речь учащихся.
Ход урока
1. Подготовка руки к письму.
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Выполнение упражнения 12, с. 39.
– Назовите третий слог. С какой буквы начнем его писать?
Из каких элементов состоит буква?
– Вставьте пропущенные буквы в слова: М..рковь, п..тух, т..релка, с..рока, в..рона.
? Отгадайте загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей.)
– Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: «воробей» – это просто-напросто «вора бей». А вот некоторые ученые думают иначе. Слово «воробей» восходит к древней основе вор. От нее образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил свое имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.
– Что нужно запомнить в написании этого слова? (Буквосочетание -оро-.)
– Составьте предложение с этим словом.
– Что выражает ваше предложение?
С какой интонацией произносится? Запишите его.
III. Актуализация опорных знаний.
– Приведите примеры слов-предметов.
– На какие вопросы отвечают эти слова?
Выберите из текста слова-предметы. Подчеркните их одной чертой. (Задание проходит в виде эстафеты. Учитель заранее готовит тексты на листочках. Каждому ученику нужно найти и подчеркнуть одно слово-предмет. Текст передается «по цепочке».)
I ряд.
В ЛЕСУ
Поют чижи. Снегирь клюет. Белка кормит деток. Сова днем спит. Зайка сидит под кустом. Ежи шуршат в траве. Ужи шипят. Соловей поет веселую песню.
II ряд.
НА РЕКЕ
Пришла теплая весна. На реке треснул лед. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. Птицы ныряли и ловили рыбу.
III ряд.
МАРТ
Март на дворе. Днем сильно греет солнце. На дорогах лужи. Звенит капель. Сколько растает снег и лед. Прилетят грачи и скворцы. Саша и Таня повесят скворечники.
– Коллективная проверка.
IV. Формирование новых знаний.
Физкультминутка
– Я буду давать указания, а вы выполняйте.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните
И читать, друзья, начните.
– Почему вы выполняли эти действия? Значит, есть слова, которые обозначают действия предметов?
1. Выполнение упражнения 14, с. 40.
– О ком можно составить предложения?
– Какое слово повторяется в каждом предложении? Что оно обозначает?
2. Выполнение упражнений 15, 16, с. 41.
– Рассмотрите рисунки. Что делает мальчик? Что называют эти слова?
– Назовите действия девочки, кошки, самолета.
– Давайте договоримся: названия действий – это тоже слова.
3. Выполнение упражнения 17, с. 42.
– Прочитайте слова. Кто или что может выполнять эти действия? (Выполняется построчно.)
– Запишите слова в порядке усиления действия. Самое слабое действие из первой группы – это… (шепчет). Дальше? Самое сильное?
4. Выполнение упражнения 18, с. 42.
– Что называют данные слова? (Действия.)
– Запишите только те слова, которые называют действия воробья.
! Игра на закрепление понятия.
Учитель заранее готовит задания на карточках. Ученики по очереди выбирают карточку и без слов показывают действие, которое там написано. Остальные должны догадаться.
– Что нового узнали на уроке?
– С каким словарным словом познакомились? Придумайте к нему слова-действия.