Урок 83. твердый согласный звук [ц], БУКВА Цц
Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквой Ц ц; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как подзывают цыплят? (Цып – цып…)
1. Дети рассматривают предметную картинку с изображением кузнеца, напечатанное слово и схему к нему.
Определяется значение слова: Кузнец – мастер по ковке металла.
Из слова кузнец выделяется согласный звук [ц]. Дается характеристика звука [ц]: согласный звук глухой, всегда твердый.
– Где работает кузнец? (В кузнице.)
Сопоставляются слова кузнец и в кузнице. В обоих случаях согласный звук [ц] глухой и твердый.
? Игра «Кто внимательный?».
а) Найдите одинаковый звук в словах: полотенце, заяц, огурец, цыпленок, цель.
б) Составьте слово, используя первые звуки слов:
цыпленок аист парус ласточка яхта
ц а п л я
? Игра «Доскажите словечко».
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (Цапля.)
Физкультминутка
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)
2. Учитель показывает карточку с буквой Ц ц.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
В. Степанов
3. Учащиеся печатают букву Ц ц в тетрадях.
? Чтение слогов-слияний и слов с буквой Ц.
4. Дети рассматривают картинку, с. 174.
Вопросы:
– Где происходит действие?
– Кто выступает на арене цирка?
– Кто катается на велосипеде?
– Кто играет на гармошке?
– Кто стоит на лошади?
Физкультминутка
? Чтение текста на с. 175.
Вопросы:
– Что делают тигры в цирке?
– С каким номером выступают медведи?
–Что делают на арене собачки?
? Чтение пословиц, с. 174.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
III. Итог урока.
– О какой букве узнали на уроке?
– В чем ее особенность?
– Какие трудности были на уроке?