Урок 67. чтение слов с буквой Ш. СОЧЕТАНИЕ ШИ
Цели: закрепить знания учащихся о согласной букве ш; познакомить с сочетанием ши; развивать речь, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
? Игра «Кто больше?».
а) Придумайте слова, в которых звук [ш] в начале (шляпа, шишка, шофер, шатер); в середине (мишка, чашка, петушок, тишина, машина); в конце (карандаш, камыш, малыш, шалаш).
б) Назовите игрушки, в названиях которых есть звук [ш]: (машинка; плюшевые мишка, мартышка, мышонок, кошечка; шашки, шахматы и др.).
1. Соотнесите картинки со словами, с. 142.
Дети стрелками соединяют названия деревьев с картинками плодов этих деревьев.
? Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки».
Вопросы:
– О ком говорится в тексте?
– Объясните значение слова «распетушились».
Физкультминутка
? Игра «Слоговой аукцион».
На магнитной доске выложены слоги:
ма ша
Детям предлагается закончить слова, используя слоги, в которых имеется звук [ш] (машина, Маша, малыш, шалаш, шары, шарик, шаги и др.).
? Игра «Доскажите словечко».
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).
Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.
Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.
Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.
2. Дети читают сочетание ши и надпись Запомни!
Затем читают слова в столбиках (с. 143), объясняют значение слов, выделяют сочетание ши.
Физкультминутка
? Чтение текста на с. 143.
Вопросы:
– Каким был дед?
– Что он не смог сделать?
– Кто еще был в избе?
– Как вел себя внук?
Повторно читается пословица из текста. Учитель выясняет, как учащиеся понимают ее смысл.
? Игра «Звук заблудился».
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
? Игра «Подбери слово».
На доске напечатаны слова, которые надо соединить стрелками по смыслу.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие задания вызвали затруднения?
– Какие задания были особенно интересными?