Урок 65. буква Ь В КОНЦЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
? Игра «Один – много».
День – … (дни), пень – … (пни), медведь … (медведи), лебедь – … (лебеди), голубь – … (голуби), олень – … (олени).
? Игра «Закончите слово».
Бук… (-варь); тет… (-радь); сло… (-варь); мед… (-ведь);
ян… (-варь); фев… (-раль) и т. д.
? Чтение текста на с. 138.
Вопросы:
– Кто был на лугу?
– Что делал Петя?
– Что умеет гусь?
– Правильно ли поступил Петя?
– Как наказал его гусь?
Физкультминутка
? Чтение и заучивание считалки, с. 138.
Подчеркнуть слова, в которых на конце буква ь. Определить, мягкость каких согласных обозначена буквой ь. Назвать их.
? Загадка-игра, с. 138.
– Как спрятать ь в середину слова?
пень – … (пеньки) день – … (деньки)
окунь – … (окуньки) уголь – … (угольки)
зверь – … (зверьки) огонь – … огоньки
Делается вывод, что буква ь для обозначения мягкости употребляется не только в конце слова, но и в середине.
1. Образование новых слов.
На магнитной доске выложены слова: угол, мел, ел, брат, стал, кон.
Учитель просит учеников добавить к этим словам букву ь, чтобы получить новые слова: уголь, мель, ель, брать, сталь, конь.
Физкультминутка
? Чтение текста на с. 139.
Обратить внимание учащихся на вопросительные предложения, умение правильно читать эти предложения.
2. Повторение всех изученных букв, с. 139.
Вопросы:
– Сколько гласных вы знаете? Назовите их?
– Какие из них обозначают мягкость согласного звука?
– Какая еще буква обозначает мягкость согласного звука?
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Какие были затруднения?