Урок 26. ЗВУКИ [с],[с’], БУКВА Сс

0
580
анимация

Урок 26. звуки [с],[с’], БУКВА Сс

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [с], [с?], буквой С с; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, рисунки с изображением леса, лося; магнитная доска, слоговые карточки.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как воздух выходит из шарика? (С – с – с.)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с?].

а) На доске – картинка с изображением леса.

Рассматривается слого-звуковой анализ слова лес. Дети протяжно произносят слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [с]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду, выходит через щель и создает шум, подобный свисту.

б) На доске – картинка с изображением лося.

Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [с?]. Затем попеременно произносят оба слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [с] и [с?], сравниваются.

Выясняется, что в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с?] – мягкий.

? Проводится игра «Твердый – мягкий».

Твердый – показывается синяя карточка.

Мягкий – показывается зеленая карточка.

Слова: сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина.

Учитель сообщает, что звуки [с] и [с?] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой С (эс).

На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с.

Физкультминутка

2. На что похожа буква С?

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква С

Следы коня.

– С чем можно сравнить букву С? (Ответы детей.)

3. Печатание буквы С с в тетрадях.

? Чтение слогов-слияний, с. 49.

Си са со сы су

Печатание слогов в тетради.

? Чтение слов с буквой С, с. 49.

О | си | на со с | на

О | си | ны со с | ны

Учитель объясняет, что сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.

Учитель обращает внимание детей на пары слов: осинаосины; соснасосны.

– Что заметили?

Определяется понятие одно – единственное число; много – множественное число.

? Чтение учащимися стихотворения на с. 49.

Вопросы:

– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?

– В какое время года лес «… лиловый, золотой, багряный»?

4. Отгадывание загадки, с. 48.

– Что вместо листьев у этих деревьев? (Хвоя.)

– Как называются такие деревья? (Хвойные.)

& Работа по учебнику: с. 48–49.

а) Составление рассказа по картинке.

Вопросы:

– Что изображено на картинке?

– Какие деревья растут в лесу?

– Что девочки делают в лесу?

– Что с ними случилось?

– Расскажи об обитателях леса.

? Чтение предложений.

– Чем отличается осина от сосны?

Физкультминутка

? Чтение пословиц, с. 48. Объяснение смысла пословиц.

б) Проговаривание хором чистоговорки.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

Ос – ос – ос – на поляне много ос.

Су – су – су – было холодно в лесу.

Усь – усь – усь – на лугу пасется гусь.

III. Итог урока. Рефлексия.

– Какие знания приобрели на уроке?

– Что было самым интересным?

– Были ли затруднения? В чем?