Урок № 8 |
Срок проведения: сентябрь |
Число |
||
ТЕМА УРОКА: Что такое эпос. Эпос «Алпамыс». ПОДТЕМА: Бездетные родители. Страдания Байбори. Ясновидящий Шашты Азиз. |
||||
ЦЕЛЬ УРОКА: Дать понятие «эпос», начать знакомство с эпосом «Алпамыс» |
||||
ТИП УРОКА: Урок погружения в тему |
||||
ЗАДАЧИ: Воспитательная: 1.Воспитывать культуру поведения 2.Воспитывать уважение к традициям и культуре народа Образовательная: 1.Дать понятие «эпос» 2.Начать знакомство с героями эпоса «Алпамыс» 3.Вызвать эмоциональный отклик 4.Закрепить понятие «Rondo» Развивающая: 1.Продолжить вокально-хоровую работу над песней. 2.Развивать умение слышать изобразительные /домбровое звучание/ в фортепианной музыке 3.Развивать познавательный интерес, желание самостоятельно прочитать легенду |
||||
Оборудование: 1.фортепиано 2.учебник с.6-7 3.магнитофон 4.фонохрестоматия |
Методы музыкального обучения: 1.сравнения 2.наблюдения 3.обобщения 4.забегания вперёд |
|||
СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА |
Музыкальный материал: 1.Попевка «Мы – третьеклассники» 2.Мендыгалиев «легенда о домбре»- слушанье, рассказ легенды 3.Рассказ об эпосе «Алпамыс» 4.«Бастау» – разучивание 5.«Песня о ветре» – продолжение разучивания – второй куплет Художественный материал: Эпос «Алпамыс» – чтение фрагментов |
|||
ЭТАПЫ УРОКА: 1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки. 2.Слушанье музыки «Легенда о домбре» – беседа об изобразительных элементах в музыке 3.Повторение формы рондо, попевка «Мы – третьеклассники» 4.Рассказ об эпосе «Алпамыс» – беседа 5.Разучивание вступления к эпосу 6.Продолжение разучивания песни 1,2 куплет 7.Закрепление понятий песенность, танцевальность, маршевость «Спой нам, ветер» – разучивание 8.Обобщение. 9.Домашнее задание. |
||||
ЗНАНИЯ: 1.Знать, что такое рондо, эпос. 2.Знать значение понятий песенность, танцевальность, маршевость. УМЕНИЯ: 1.Уметь анализировать музыку 2.Уметь определять основные музыкальные черты 3.Уметь рассказать о том, что представил во время слушанья музыки /развитие воображения/ НАВЫКИ: 1.Навык исполнения произведений разного характера 2.Навык определения музыкальных черт |
||||
Домашнее задание: Читать учебник с.6-7, учить правила |
||||
Дополнение для учителя: Ход урока: / В начале урока может прозвучать «Легенда о домбре» композитора Мендыгалиева и можно провести небольшую беседу о повествовательном характере этой музыки/ |
||||
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересный урок, потому, что мы начинаем путешествие по необычной стране, по стране народных преданий! А кто из вас знает, что такое предание? ДЕТИ: Это рассказы о древних временах и т.д./рассуждения детей/ УЧИТЕЛЬ: Правильно, вот и мы с вами попробуем узнать, о том, какие люди жили раньше, чем они занимались, и почему о них рассказывают народы разных стран в своих преданиях! Вы любите слушать сказки? ДЕТИ: Да!!! УЧИТЕЛЬ: Наверно, все дети на земле любят слушать, когда им рассказывают сказки! Их готовы слушать часами, ночами напролёт и взрослые и дети! А как вы думаете, почему? ДЕТИ: Потому, что они интересные, они нас учат и т.д. ( рассуждения детей). УЧИТЕЛЬ: Молодцы, правильно, сказки очень поучительны, не зря многие из них заканчиваются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А каких героев сказок вы знаете? ДЕТИ: Перечисляют… УЧИТЕЛЬ: А какие из них добрые, а какие злые? ДЕТИ: Перечисляют… УЧИТЕЛЬ: Кроме сказок у разных народов мира существуют: былины, легенды, фантастические предания, поговорки, загадки, пословицы и поговорки. А, кроме того, с давних времён сохранились заговоры, заклинания, колдовские песни. Кто из вас знает, как всё это называется? ДЕТИ: Устное народное творчество. УЧИТЕЛЬ: Правильно! Сегодня мы с вами начинаем говорить об эпических сказаниях. Во-первых, потому, что эпос один из самых любимых жанров народного творчества, а во-вторых, потому, что эпос считают поэтической историей народа, ведь предания эти складывались в течение долгих веков! Все эпические сказания делятся на два вида: это сказания о героях, богатырях, и сказания о жизни людей, о любви. А вы знаете кто такие богатыри, батыры? ДЕТИ: Они очень сильные, смелые, ловкие, защищают свою землю от врагов./Рассуждения детей/ УЧИТЕЛЬ: А почему народ их так любит, почему помнит их имена Камбар – батыр, Добрыня Никитич, Кобланды – батыр, Алёша Попович, Алпамыс – батыр? ДЕТИ: На них хотят быть похожими, их ставят в пример…и т.д. УЧИТЕЛЬ: Хорошо, молодцы! Кроме того, народные поэтические предания написаны в виде стихов и куплетов. Многие народы исполняли эпические предания в сопровождении музыкальных инструментов: казахи в сопровождении домбры, русские сказители-баяны подыгрывали себе на гуслях. Их приятно слушать и они легко запоминаются. Но каждый человек, рассказывающий предания, вкладывал в них свои дополнения, т.е. импровизировал, что давало эпосу новые литературные дополнения. Предания передавались из ус в уста, из поколения в поколение, от отцов к детям и поэтому ни кто не знает, кем и когда они были созданы. А что означает из уст в уста? ДЕТИ: Люди раньше не умели писать и читать и поэтому рассказывали…и т.д. УЧИТЕЛЬ: Да, конечно! Это лишний раз доказывает и то, что создавали эти произведения бедные люди: пастухи, ремесленники, рядовые воины, а не султаны, цари и беи. И не зря в эпосе о них совсем не говорится, потому, что в них воспеты обычные простые люди! Но как же они тогда сохранились до наших времён? ДЕТИ: Их рассказывали, а потом, когда люди научились писать, то их стали записывать … и т.д. УЧИТЕЛЬ: Правильно! В первой половине XIX века многие учёные, литераторы, стали собирать фольклор разных народов. Одним из первых русский академик В.В.Радлов стал собирать героический эпос народов Сибири, Средней Азии и Казахстана. Свой вклад в создание и изучение казахской поэзии внесли Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев /показать портреты/ и учёный-фольклорист Абубакир Диваев. Среди этих записей был и казахский народный эпос «Алпамыс». А вы бы хотели на уроке послушать какие – нибудь сказания? ДЕТИ: Да! УЧИТЕЛЬ: Я с удовольствием познакомлю вас с казахским народным эпосом «Алпамыс». На протяжении нескольких уроков мы с вами будем говорить о нём, слушать его. А пока я задам вам домашнее задание: вместе с родителями, бабушками или дедушками постарайтесь вспомнить героев, богатырей, рыцарей о которых рассказывается в сказаниях, легендах, былинах, народных преданиях! А если вам захочется, то вы можете нам прочитать фрагмент такого сказания на уроке, или записать их имена в тетради, или нарисовать героя той легенды или предания, которое вам больше всего понравится. |