Урок 80 ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ (1927–1982). РАССКАЗ «ТИХОЕ УТРО»

0
593
науки информатики

Урок 80 ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ (1927–1982). РАССКАЗ «ТИХОЕ УТРО»

Цели: познакомить с биографией писателя; отметить мастерство автора в изображении природы, в умении «заглянуть» в душу человека и рассказать о его переживаниях.

Методические приемы: пересказ, чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Тест по рассказу Е. Носова «Живое пламя».

1. Жанр произведения:

а) очерк;

б) воспоминания;

в) рассказ.

2. Название произведения:

а) определяет его тематику;

б) метафорически воссоздает образ сына;

в) указывает на источник авторского вдохновения.

3. В этом произведении звучат голоса:

а) одного персонажа;

б) нескольких;

в) двух.

4. В основе сюжета произведения:

а) обычные бытовые темы;

б) жизнь тети Оли;

в) короткая жизнь цветов.

5. Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:

а) взаимоотношения людей;

б) вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

в) забота об окружающих людях.

6. Во фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью» – используется:

а) сравнение;

б) олицетворение;

в) метафора.

7. В произведении есть персонажи:

а) только положительные;

б) только отрицательные;

в) и положительные, и отрицательные.

8. Сказав: «Да, сгорел… короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…», – тетя Оля имела в виду:

а) короткую жизнь мака;

б) красоту цветка;

в) судьбу сына.

1

2

3

4

5

6

7

8

в

б

в

а

б

б

а

в

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Изучение новой темы.

1. «Рассказ-справка» учащихся о Казакове по составленному ими плану.

(а) ю. п. Казаков родился в 1927 г. в г. Москве, родители его бывшие крестьяне.

б) Увлечение музыкой, играл на виолончели, затем на контрабасе.

в) Тяга к литературе. Мечта об известности в области музыки или литературы.

г) Желание к писательству пересилило тягу к музыке.

д) Чтение рассказов, очерков, желание понять, «как они сделаны».

е) Рукописи первых рассказов не сохранены, но, видимо, в них было что-то интересное, и его приняли в Литературный институт.)

2. По материалам учебника ответить, какой способностью обладают рассказы писателя.

3. Чтение рассказа «Тихое утро» учителем.

Учащиеся отмечают про себя строки, описывающие природу.

4. Работа по рассказу.

Задание: описать утро. (Туман, дома проглядывали темными пятнами, не было видно ни ветряка, ни пожарной каланчи. Центр видимого мира – Яшкина изба.)

– Почему рассердился Яшка? (Володя медлителен, хотя должен встать первым: он ведь просил Яшку показать ему рыбные места. Долго зашнуровывал ботинки, чем вызвал насмешку Яшки. А язык его колюч! «…пальто возьми…», «А ты галстук надень…».)

Задание: зачитать строчки, где туман будто живое существо («…и туман отступал.., смыкался сзади».)

5. Беседа по вопросам.

– Что восхищало Володю в Яшке? (Босые ноги, сумка для рыбы, заплатанные штаны, походка.)

– Почему Яшка изменил свое отношение к спутнику? (Ему жалко стало мальчика, который ни разу не ловил рыбу, после этого беседа стала мирной, Яшка только успевал отвечать на вопросы.)

Задание: чтение по ролям диалога.

– Чей разговор напоминает вам этот диалог? («Бежин луг», диалог Павла и Вани.)

Задание: описание утра (Зачитать от «Солнце наконец взошло… Рыба гуляла».)

– Как чувствовал себя Володя, оказавшись у омута? (Зачитать от «Оглядевшись… угрюмо и холодно».)

Вывод. Володя, городской житель, проявлял интерес к звукам, к погоде, к свисту, к птицам, и Яшка обстоятельно, немного важно давал ответы на все вопросы.

V. Подведение итогов урока.

– Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи?

– Какой из мальчиков вам понравился больше? Почему?

Домашнее задание: дочитать рассказ, составить цитатный план своего рассказа о мальчиках (с. 182–195).