Урок 49 СТИХОТВОРЕНИЯ О ПРИРОДЕ. «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»

0
692

Урок 49 СТИХОТВОРЕНИя О ПРИРОДЕ. «край ты мой, родимый край…»

Цели: познакомить со стихотворениями поэтов, подчеркнуть их любовь к Родине, народу, русской природе; отметить поэтичность языка; повторить понятия «эпитеты», «метафора», «сравнение».

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как работал Толстой над тем, что написал?

Пересказ статьи, с. 295–296.

– А как работали над домашним заданием вы?

– Объясните значение слов.

Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему-нибудь.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Согласие – 1) разрешение, утвердительный ответ на просьбу;

2) единомыслие, общность точек зрения;

3) дружественные отношения, единодушие;

4) соразмерность, стройность, гармония.

Самопожертвование – пожертвование своими личными интересами ради других.

– Расскажите о доме вашего детства.

III. Сообщение новой темы.

1. Слово учителя.

Родина, родной дом, дом детства, родная природа – эти понятия неразрывно связаны между собой. Помните песню:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

А может, она начинается с первой песни мамы, ее улыбки, таких ее нежных рук… А может, с белоствольной березки, легкого ветерка, трели жаворонка, теплого дождя, сверканья вод…

2. Чтение статьи учебника.

3. Беседа по вопросам.

– Что означают в поэзии времена года? (Весна – пробуждение, надежда, вера в будущее; лето – радость, веселье; осень – приближение грусти, печали, сожаление; зима – замирает, холод в душе, оцепенение. С. 313.)

– Как понимать: «здесь краски неярки и звуки нерезки…»? (С. 313, 2-й абз.).

4. Сообщение о Жуковском (1783 – 1852).

(«Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль» –

так сказал о В. А. Жуковском А. С. Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека.

Жуковский любил русскую природу, воспел ее красоту в своих стихах; он отметил неразрывную связь состояния природы с душевными переживаниями человека.)

5. Чтение подготовленными учащимися стихотворения «Приход весны».

6. Задание: нарисовать устную картину.

(Начало весны, свежая зеленая трава на нивах (полях), лепет (заметьте: не шум, а лепет!) молодой листвы на деревьях; короткий теплый дождь, сверкает на солнце вода; и жаворонок в небе, он не машет крыльями, он застыл на месте, трепеща крыльями. В первых трех строках только существительные, нет ни одного глагола. Это и понятно. Человек замер, изумленный картиной весны. Затем – риторический вопрос. Ответ не нужен, он уже прозвучал («Вас назвавши…). Для поэта приход весны – «жизнь души», пробуждение надежд, безотчетная радость. Приход весны у Жуковского – это, как у А. С. Пушкина, «жизнь, и слезы, и любовь».)

7. Анализ стихотворения А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край…».

– Какова тема стихотворения? (Эта тема шире, тема родины, ее бескрайних просторов, над которыми с криком проносится журавлиная стая. Неотъемлемая часть этих просторов – «конский бег на воле» и «волчий вой в поле». Для стихов Алексея Константиновича Толстого характерны простота и задушевность народного поэтического стиля. Поэтому в стихотворении обращения к неодушевленным предметам: «родина моя», «край ты мой», «бор дремучий», распространенное былинное обращение «Гой ты…», которое здесь употреблено два раза для усиления восхищения.)

Поэт А. К. Толстой (1817–1875), проведший многие годы на Брянщине, видел и леса дремучие, и степи раздольные, слышал «свист полночный соловья» и звон колоколов пятиглавого храма.

8. Чтение стихотворения «Благовест». (Благо вещать – предсказывать.)

Задание: устное рисование.

(Среди дубрав затерялся храм, видны только его купола, блестящие крестами. Звон колоколов храма призывный, унылый, звучит дивно, напоминая о тех, кого давно уже нет, о родном благодатном, но забытом крае. Напоминая о прошлом, звон неодолимо зовет и манит, заставляет грустить, молиться, каяться, отказываться от злых дел. Слыша звон, наш лирический герой «мечтой чудесною» возвращается из далеких странствий. Радость заполняет сердце, которое «дрожит и тает», «пока звон благостный не замирает».)

– Поэт А. К. Толстой в этом стихотворении писал о своих чувствах, которые испытывал, находясь за границей на дипломатической и на военной службе.

Стихотворения Толстого близки к песне. Более 70 стихотворений его положено на музыку русскими композиторами: Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым. Близко к песне и стихотворение «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». Сколько здесь метафор-олицетворений! Живыми представляются и гром, и гроза, и солнце, и цветы. И опять обращение к читателю! (С. 298.)

Задание: определение метафоры-олицетворения. (II ч. учебника,
с. 295).

9. Чтение стихотворения учащимися.

– Какие авторские чувства выражают строчки этого стихотворения?

– Какие эпитеты, метафоры выражают их? (Восторг. «Светлеют небеса» (не небо!), «засияла (не проглянула!) лазури полоса», дрожат (не качаются!) цветы, «пылью (пыльца) золотой». Красота эта хрупка, она не устоит перед силой человека.

Просьба звучит: береги ее!)

10. Тема родины нашла свое отражение и в стихотворении И. А. Бунина «Родина» (Иван Алексеевич Бунин. 1870–1953).

Бунин продолжал традиции А. А. Фета, А. К. Толстого, Я. П. Полонского.

Поэзия его – это песнь о родине, о ее бедных поселениях и необъятных лесах, которые в Орловской губернии, где он родился, тянулись без конца и без края.

Чтение учителем стихотворения «Родина».

Задание: устная картина зимы. (Небо серое и тяжелое (свинец – серый тяжелый металл). Неживое (оно и не может быть живым – эпитет) – неподвижное. На склоне дня (сумерки) зимний день. И куда бы ни глянул – «нет конца лесам сосновым». Деревни далеко друг от друга, и все кажется неживым. Нарушает неподвижность снежной пустыни молочно-синий туман, который напоминает чью-то грусть, печаль, и только он смягчает, делает приветливее, живее «сумрачную даль».)

– Какое настроение создают эпитеты? (Грусти, безысходности, нет выхода, все плохо.)

– О ком и о чем писал И. Бунин? (Жизнь крестьян была тяжела, бедна и безысходна. Деревни старые, печальные, одинокие.)

– Что олицетворяет зима? (Замирание, оцепенение жизни, холод в душе. Именно это мы и чувствуем после прочтения этого стихотворения.)

Вывод. Как велика сила слова. Слово может окрылить, заставить радоваться, петь, любить и может опечалить, убить желание, вселить в душу сомнение, недоверие.

Поэты это понимали, поэтому тщательно работали над отбором словесного материала, чтобы донести до нас свои мысли и чувства.

IV. Подведение итогов урока.

– Рассмотрите репродукции картин, помещенных на форзацах учебника.

– Какие краски используют поэты и художники для описания природы?

– Объясните пословицы, данные в задании 3 учебника, с. 316.

Домашнее задание: описать дом своего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые радовали или огорчали, ввести в свой рассказ слова «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие», предварительно объяснив их лексическое значение.