Урок 46 А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗЫ «ХАМЕЛЕОН», «ЗЛОУМЫШЛЕННИК»

0
670
анимация

Урок 46 А. П. Чехов. рассказы «Хамелеон», «злоумышленник»

Цели: отметить, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами; подчеркнуть цель творчества писателя: «в человеке должно быть все прекрасно», стремление решить нравственные вопросы; отметить краткость, простоту, точность авторского языка.

Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание ответов 2–3 учащихся.

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни», – писал М. Горький.

Демонстрация портрета Чехова.

Врач по образованию, А. П. Чехов стремится своим творчеством лечить язвы человеческие – людские пороки. Очень часто уже в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому.

2. Инсценировка рассказа «Хамелеон» (индивидуальное домашнее задание).

Ведущий. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…

В класс входят надзиратель и городовой. Из-за двери слышатся возбужденные голоса.

– Так ты кусаться, окаянная?!

– Ребята, не пущай ее!

– Не велено нынче кусаться!

– Держи! А-а!

Городовой (показывая на дверь). Никак беспорядок, ваше благородие!..

Очумелов останавливается, прислушиваясь. В класс вбегает «мужик» с криком: «Ужо я сорву с тебя, шельма!»; за привязанную к лапке нитку Хрюкин вытягивает игрушку-щенка.

Очумелов. По какому тут случаю? Почему тут? Кто кричал?

Хрюкин (поднимая вверх укушенный палец). Иду я, ваше благородие, никого не трогаю (кашляет в кулак), и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

Очумелов (строго кашляя и шевеля бровями). Гм!.. Хорошо… Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин (обращается к городовому), узнай, чья собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

Голос из класса I. Это, кажись, генерала Жигалова.

Очумелов. Генерала Жигалова?.. Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… (Обращаясь к Хрюкину.) Одного только я не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей.

Голос из класса II. Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

Хрюкин. Врешь, кривой! Не видел, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня и самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

Очумелов. Не рассуждать.

Городовой. Нет, это не генеральская… У генерала таких нет. У него все больше легавые…

Очумелов. Ты это верно знаешь?

Городовой. Верно, ваше благородие…

Очумелов. Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И такую собаку держать?! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

Городовой. А может быть, и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.

Голос из класса I. Вестимо, генеральская!

Очумелов. Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… (к Елдырину). Ты отведешь ее к генералу, скажешь, что я нашел и прислал… А ты (обращается к Хрюкину), болван, опусти руку. Сам виноват!

Голос из класса II. Повар генеральский идет, его спросим… Эй, Прохор!.. Погляди на собаку… Ваша?

Прохор. Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Очумелов. И спрашивать тут долго нечего. Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Истребить, вот и все.

Прохор. Это не наша. Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охот…

Очумелов. Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? (Заливается улыбкой умиления.) Ишь ты, Господи! А я и не знал! Погостить приехали?

Прохор. В гости…

Очумелов. Ишь ты, Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха! Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… Цуцык этакий…

Прохор уводит собаку.

Очумелов (Хрюкину, грозя пальцем, запахивая шинель). Я еще доберусь до тебя!

Выходят из класса.

IV. Работа над рассказом.

1. Словарная работа: анализ слов в сносках (с. 301, 303).

2. Аналитическая беседа по вопросам.

– Как начинается рассказ «Хамелеон»? (Имена главных героев помогают нам лучше их понять. Очумелов, Хрюкин – сами за себя говорящие фамилии.)

– Сколько раз в рассказе контрастно меняется состояние Очумелова, его превращения? (В рассказе наблюдается шесть таких смен от начальственно-повелительных до рабски-трусливых. Первое, так сказать, законное, решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. И в словах Елдырина звучит вопрос: «…как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять предположения городового: «А может быть, и генеральская…» Собаку Очумелов опять берется защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и все». Но повар сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова заливается улыбкой умиления.

– В чем сущность характера Очумелова? (Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель.)

– Как ведет себя Хрюкин? (Хрюкин – подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он умолкает.)

– Как толпа реагирует на случившееся? (Собравшиеся сначала сочувствуют Хрюкину, раздается только один голос, осуждающий его. Затем «толпа хохочет над Хрюкиным».)

Задание: зачитать строчки, в которых говорится о шинели. (Эти строки позволят понять душевное состояние Очумелова. Это деталь, она у Чехова в рассказе имеет большое значение. Палец Хрюкина поднят вверх, а потом опущен вниз.)

– В какой форме написан рассказ? (В форме диалога, в центре оказывается монологическая речь Очумелова, остальные персонажи подыгрывают ему, подают нужные реплики, с помощью которых происходит монолог, который раскрывает сущность надзирателя.)

Задание: зачитать реплики Очумелова. (Полицейская лексика. «Как оштрафуют…» Вульгаризмы «здоровила», «дурацкий палец». Надзиратель не говорит, а приказывает: «Надень-ка…», постоянно употребляя местоимение «я».)

Вывод. Наглость и самомнение соседствуют с подобострастием и заискиванием; Очумелов не единственный в своем роде; эти черты являются общественным явлением («Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Смерть чиновника»); главным оружием в борьбе с пошлостью, глупостью, несправедливостью был смех.

V. Работа с материалом учебника (с. 297–299).

1. Слово учителя.

О том, каким человеком был А. П. Чехов, как он сочетал врачебную практику с литературной деятельностью, общественной работой попечителя школы, расскажет нам статья литературоведа Ревякина.

Своими воспоминания об особенностях творческой манеры А. П. Чехова поделятся писатели Толстой и Бунин, Россолимо и Чуковский.

2. Чтение статьи в учебнике.

3. Беседа по вопросам.

Детство писателя.

– Почему у Чехова нет приятных воспоминаний о нем?

Годы учебы. Содержание семьи. Медицинская практика.

– Чем окрашен этот период жизни?

Первые рассказы.

– Чем они привлекали внимание читателя? (рассказ «Радость». Смех над желанием прославиться, над глупостью.)

Разнообразие жанров.

– Чем отличается юмор Чехова от сатиры Щедрина? (Он мягче: автор обращает внимание на социальные условия, порождающие нравственные пороки.)

Отметить достоинства языка.

VI. Подведение итогов урока.

– Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

– Как с помощью речи героев определяется их характер?

Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению рассказа «Злоумышленник»; подумать, над чем смеется автор и что его огорчает.