Урок 33 ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. С. ПУШКИНА

0
744

Урок 33
Значение творчества А. С. Пушкина

Цели: уяснить, почему пушкинская тема является центральной не только в русской литературе XIX века, но и во всей русской литературе; каково влияние Пушкина на развитие русской национальной культуры; почему его называют родоначальником новой русской литературы; чем близок Пушкин современным читателям.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное.

Н. В. Гоголь

I. Вступительное слово учителя.

А. С. Пушкин – великий русский национальный поэт. Его по праву мы считаем родоначальником нашей классической литературы, по словам М. Горького, «началом всех начал».

В его личности и творчестве проявились лучшие черты русского народа – свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила.

Прав И. А. Гончаров, сказавший в статье «Мильон терзаний»: «Пушкин – громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников».

II. Беседа с учащимися.

В ходе беседы обсуждаются следующие темы:

1. Пушкин и русская литература.

А. С. Пушкин – патриот-гражданин, любивший свою родину, свой народ. Опираясь на достижения предшественников и устную народную поэзию, Пушкин создавал новую литературу, проявляя интерес к наиболее актуальной проблематике. Он откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьян, общественного развития родины. Поэт продолжал развивать и углублять только то, что служило развитию русской народной национальной литературы.

Творчество Пушкина – подлинно народное. Народность проявляется и в темах, которые он ставил и разрешал, и в изображении действительности и типических особенностей русского национального характера, и в описаниях картин природы, и в языке.

«Пушкин – выражение могучих творческих сил народа, символ его величайшей талантливости» (Н. А. Демин).

Огромной заслугой поэта было утверждение в литературе критического реализма, раскрытие противоречий современной жизни, ширина и глубина охвата действительности, указание перспектив развития общества, всестороннее изображение человеческого характера – сильнейшие черты пушкинского реализма.

Пушкин – создатель новых литературных жанров: романтической поэмы, реалистического романа в стихах, исторической трагедии, драмы, повестей, политических и информационных заметок, очерков, новелл. Он стремился писать так, чтобы его произведения могли читаться «всеми и везде». Это достигалось сочетанием величайшего художественного мастерства – точности и ясности языка, музыкальности стиха, стройности и гармоничности композиции – с непринужденностью, простотой и естественностью.

Велико значение Пушкина в истории русского литературного языка. «В нем (в Пушкине) как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство» (Н. В. Гоголь).

«Нет сомнения, что он (Пушкин) создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением» (И. С. Тургенев).

Пушкин оказал огромное влияние на писателей-современников, а также на многих писателей последующих поколений.

2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.

Имя поэта рано сделалось известным европейскому читателю. Переводы его стихотворений появились в 1823 году и были высоко оценены критикой и читателями. Но мировое признание к Пушкину пришло позднее.

Пушкин – родоначальник одного из самых выдающихся явлений искусства слова – русского реализма.

Подлинный реализм, идейное богатство, народность, человечность и современная художественная форма – это тот вклад, который внес поэт в сокровищницу мировой литературы.

III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.

Домашнее задание.

Подготовиться к написанию контрольного сочинения по творчеству А. С. Пушкина.