Цели: продолжать знакомить учащихся с классиками зарубежной литературы; познакомить с творчеством американского писателя Марка Твена; расширять кругозор детей, прививать интерес к литературе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся представляют классу свои рисунки к сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка» и зачитывают отрывок из произведения, соответствующий изображённому на рисунке. Из работ детей организуется выставка.
– Мечте русалочки не суждено было сбыться, принц женился на красавице принцессе. Но русалочка не превратилась в пену морскую. Почему?
– Можно ли считать, что самая заветная мечта русалочки исполнилась или нет? Объясните ваше мнение.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Конечно же, вам известны имена Тома Сойера и Гекльберри Финна. А знаете ли вы, кто «отец» этих мальчиков? Кто рассказал об этих интересных, непоседливых мальчишках?
– Имя этого человека – Марк Твен – известно далеко за пределами Америки.
Марк Твен любил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Сэмюэл Ленгхорн Клеменс стал писателем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сменив прежде множество занятий.
Родился он в семье провинциального адвоката, детство провёл в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедная, отец умер, когда мальчику было 12 лет. Не окончив школы, Сэм пошёл учеником в типографию, работал наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. Когда началась гражданская война, он из любви к приключениям записался добровольцем в армию, но прослужил недолго. Потом искал серебро в Неваде, но ему не везло, и он в поисках заработка стал писать в местных газетах. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он уже не ищет золота, а только пишет для газет. Его рассказы начинают приобретать некоторую литературную известность. Когда появился писатель Марк Твен, Сэмюэлю Клеменсу исполнилось 30 лет. Затем была репортёрская работа, поездки, выступления с «лекциями» – публичными чтениями собственных юмористических рассказов, первая книга, позже своё издательство, женитьба на дочери богатого предпринимателя, литературные успехи, путешествия по всему миру. А потом было банкротство издательства, долги, кругосветное путешествие уже немолодого писателя с публичными чтениями, новые книги, смерть дочери, жены, смерть другой дочери.
Он пишет очерки, путевые заметки, которые полны остроумия и тонкой наблюдательности, пишет ядовитые памфлеты, мишенью которых становятся и русский царь, и бельгийские король, он пишет биографию Жанны д’Арк. У него была и философская проза, он сочинял даже философские трактаты. Но бессмертие писателю принесли две книги – романы «Приключения Тома Сойера» (1876 г.) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884 г.).
– Сегодня мы прочитаем лишь небольшой отрывок из «Приключений Тома Сойера», но я думаю, что тем из вас, кто ещё не знаком с мальчиком по имени Том Сойер, захочется после этого побольше узнать о нём.
Учитель и учащиеся читают отрывок из романа, помещённый в учебнике.
– Каким вы представили себе Тома?
– Что в нём привлекло вас?
– Когда вам было весело, а когда грустно? Почему?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
? Домашнее задание: перечитать отрывок из «приключений Тома Сойера», данный в учебнике (с. 194–200, часть 2-я), по возможности взять в библиотеке произведение Марка Твена «приключения Тома Сойера» и прочитать одну из глав.