Урок 4 ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

0
729
история

Цели: показать учащимся, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народная мудрость; учить видеть скрытый смысл; развивать воображение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания учитель может провести в виде конкурса по разным номинациям. Например: «Самая смешная небылица», «Самая-самая небывальщина», «Лучшему вралю» и т. д.

Оценивают работу сами учащиеся. (Учитель может подготовить специальные «медальки» в качестве поощрения.)

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над загадками.

– Один из самых интересных и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

– В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, о школе и о многом-многом другом.

Далее учитель загадывает несколько загадок, учащиеся должны не только назвать отгадку, но и объяснить, как они догадались, что послужило им подсказкой.

Дальнейшую работу над загадками можно провести в форме игры: один ряд загадывает свою загадку или загадку из учебника, другие отгадывают. Тот ряд, который назвал отгадку первым или более точно сформулировал ответ, получает право на загадывание загадки.

3. Работа над пословицами и поговорками.

Учитель предлагает детям прочитать высказывания, записанные на доске:

Пословица – мудрость народная.

Пословица недаром молвится.

Как вы понимаете смысл данных высказываний? Когда, в каких случаях уместно употребить пословицу (поговорку)?

Далее учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, добавляют свои пословицы по каждой теме.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: записать в тетрадях по одной пословице о труде, дружбе, учении, Родине, матери; ответить на вопросы на с. 27.