Уроки № 78-79. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ НА МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ
Цели: развить речь учащихся; способствовать воспитанию ответственности за свои поступки.
Методика подготовки работы может быть такой. Читается текст, определяется его тема, главная мысль. При необходимости проводится анализ содержания (определяются смысловые части текста). Обращается внимание на значение и написание отдельных слов, объясняется пунктуация. По примерным вопросам проводится беседа. После повторного чтения учащиеся приступают к работе. Вопросы могут быть записаны на классной доске.
Предлагаются (на выбор) тексты.
I . Вот катится по жизни «колобок», «обтекаемый» человек. Чтобы избежать острых углов и неприятных столкновений, всем поддакивает.
И где доброе скажут — поддакивает, и где злое, несправедливое — тоже поддакивает. И где черное за белое выдают – соглашается. Подпевает и другу, и недругу, лишь бы для всех быть приятным…
Спроси своего друга (самого себя): доверился бы он в серьёзном деле такому человеку?
Вопросы для беседы:
Желание нравиться всем – это хорошо или плохо?
Как вы относитесь к таким «обтекаемым» людям?
Как вы назвали бы это их качество: трусость, доброта, вежливость, приятность?
Можно ли довериться таким людям в серьезном деле?
Какие люди нравятся тебе?
Какие качества в человеке и почему тебе представляются главны ми, основными?
II . Что такое счастье?
Много я слышал разных споров о счастье. Одни утверждают, что счастье — это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бед ным. Но ведь настоящего счастья, верной дружбы за деньги не купить.
Другие считают, что счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Кто любит людей, и кого они уважают и любят. Ведь счастье — это не только иметь, брать, получать. Счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью (По Л. Кассилю).
Вопросы для беседы:
Какие две точки зрения на счастье выражены в этом отрывке?
Ваше отношение к первой точке зрения на счастье?
Ваш взгляд на вторую точку зрения.
Как вы понимаете счастье?
III. Сегодня и всегда.
Сегодня человек, только он один, отвечает за всё на Земле. Тысячи лет он боролся с природой, как с врагом. А теперь поступки его должны быть разумны и человечны.
Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.
Все будущие государственные деятели, все великие ученые, писатели, философы, имена которых никому ещё не известны, все они сегодня сидят за школьными партами. Не надо думать, что ответственность придет к ним в дальнейшем вместе с порученным делом.
Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы. (По Г. Бакланову).
Вопросы для беседы:
Как вы понимаете разумное и человечное отношение к природе?
В чем оно должно проявляться и как проявляется в нашей жизни?
Чем оно выражается у вас лично?
Согласны ли вы с утверждением писателя Г. Бакланова: «Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы»?
Как вы воспитываете в себе чувство ответственности?