Уроки 97–98 «Я ПИСАТЕЛЬ, В ЭТОМ МОЕ ПРИЗВАНИЕ» (М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН) (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА)

0
1070
информатика

Уроки 97–98
«Я писатель, в этом мое призвание»
(М. Е. Салтыков-Щедрин) (Очерк жизни
и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Цели: познакомить учащихся с личностью писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина, с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным наследием; показать связь Салтыкова-Щедрина с сатириками-предшественниками (Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем); вспомнить ранее прочитанные произведения сатирика, определить, какие пороки обличает автор в сказках «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Наглядные пособия: портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, выставка книг, иллюстрации к произведениям.

Ход уроков

Эпиграф к урокам:

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.

М. Е. Салтыков-Щедрин

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (Николай Щедрин – псевдоним) (1826–1889) – публицист, критик, писатель-сатирик, пришедший в русскую литературу, чтобы сказать свое веское слово, отдать свои силы борьбе с крепостничеством и с самодержавным строем, с миром диких помещиков и глупых генералов. Писатель много лет своей жизни отдал государственной службе, он в меру сил защищал интересы русского мужика, укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером».

Салтыков-Щедрин – человек необычайной работоспособности. Работа для него – непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… Он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку – другую, сколько мог» (С. Н. Кривенко).

Обратимся к портретам писателя (Один из самых известных создан И. Н. Крамским в 1887 г.)

К. К. Михайловский: «Внешность Салтыкова-Щедрина усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу, сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти по-детски добродушной улыбкой, что даже люди, мало знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется «под его угрюмой внешностью».

А. В. Луначарский: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи! Какая за всем этим чувствуется особенная, подлинная доброта! Как много страдания, вырезавшего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!»

М. Е. Салтыков-Щедрин – гениальный писатель-сатирик. Все, что он делал и писал, это во имя любви к своей родине, своему народу. Он бесконечно верил в силы и возможности человека, в торжество добра и справедливости.

«Не давайте окаменеть… сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего», – говорил Щедрин, обращаясь с горячим приветом к молодым читателям России.

II. Реализация домашнего задания (рассказы учащихся).

1. Детство и юность будущего писателя

Родился 15 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Властной и расчетливой помещицей была мать – Ольга Михайловна, отец же Евграф Васильевич Салтыков – слабохарактерный человек. В атмосфере вражды, лицемерия и жестокости прошло детство будущего сатирика.

М. Е. Салтыков-Щедрин: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

1836–1844 г. Салтыков-Щедрин учился в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», – вспоминал Салтыков об учебе в лицее.

Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенные книги, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.

2. Начало литературной деятельности

Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). В них писатель затронул тему социального неравенства и выступил с критикой существующего строя. Иван Самойлович Мичулин («Запутанное дело») – «маленький» человек, доведенный нуждой и голодом до отчаяния: «Россия – государство обширное, обильное и богатое, – да человек-то иной глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве!» – сказал Иван Самойлович.

Повесть наполнена негодованием против угнетения человека человеком.

Прогрессивные идеи в первых повестях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в произведениях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».

Высказывание одного из современников писателя: «Не могу надивиться глупости цензоров, пропускающих подобные сочинения. Тут ничего больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и знатных».

Несмотря на то что Салтыков служил чиновником в канцелярии военного министерства, по решению Николая I был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции.

«Вятский плен» продолжался около восьми лет. После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов: «Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом, и только по выезде из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в «Губернских очерках» [10. С. 277].

3. «Губернские очерки» (1856–1857)

Вышли в журнале «Русский вестник» под псевдонимом – Николай Щедрин. Это произведение – разностороннее исследование провинциальной жизни.

В «записках» Н. Щедрина, пейзажах, зарисовках, сценах и лирических монологах перед читателем открылся мир несправедливости и насилия, мир чиновников-хищников, купцов-стяжателей, взяточников и казнокрадов.

Автор обличал не отдельные лица и не «частные» злоупотребления властей, а самодержавно-крепостническую систему в целом.

В «Губернских очерках» наметились такие черты писательской индивидуальности Салтыкова-Щедрина, которым еще предстояло развиться в последующих произведениях. Это «живое ощущение времени, умение в большом и малом обнаружить и обобщить скрытую суть явления, отсюда тяготение к сатирическим обобщениям, к иронии» [10. С. 281].

4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе

В Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты – в Пензе, Туле, Рязани).

Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений, возбудить несколько дел о жестоком обращении помещиков с крестьянами, отстранить от службы погрязших в должностных преступлениях местных чиновников.

Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…»

Отношение Салтыкова-Щедрина к крестьянской реформе 1861 г. сложное. Сознавая ее половинчатый характер, писатель «предвидел и далеко идущие последствия юридической ликвидации крепостного рабства» [20. С. 46].

5. Работа М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике»
и «Отечественных записках»

С 1862 года Салтыков-Щедрин работает в «Современнике», а с 1868 года сначала вместе с Некрасовым, а с 1878 года после смерти Некрасова возглавляет «Отечественные записки». Журнальной деятельности писатель-сатирик отдает все свои силы и знания.

Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин ушел в отставку: «…о времени моей службы я стараюсь забыть… Я – писатель, в этом мое призвание».

6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870);
«Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина»
(1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)»

В условиях постоянных цензурных гонений Салтыков-Щедрин умел говорить читателям правду.

В апреле 1884 г. «любимое детище» Салтыкова-Щедрина – журнал «Отечественные записки» был закрыт навсегда. «Теперь у меня все… отняли. Можно ли представить себе что-нибудь более жестокое, унизительное, позорное», – писал он.

Последние пять лет жизни писателя были особенно трудны. Он чувствовал себя одиноким. Единственным спасением была работа.

«Он работал… до последнего вздоха… продолжая выпускать произведение за произведением, умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы», – рассказывал один из современников писателя-сатирика.

«Пошехонская старина» – итоговое произведение писателя, завещание людям. М. Е. Салтыков-Щедрин незадолго до смерти написал «завет» своему семнадцатилетнему сыну Косте: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, то вот тебе мой завет: люби мать и береги ее, внушай то же и сестре… Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в жизни. Вот и все. Любящий тебя отец. Еще паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»*.

7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Вопросы:

1) Какими изображает автор генералов и помещика? Как и в чем проявляется авторское отношение к генералам и помещику?

2) Каким изображает Салтыков-Щедрин русского мужика?

3) Что в сказках правдиво отражает действительность тогдашнего времени?

4) Над чем смеется автор? Какие человеческие пороки отмечает?

Домашнее задание.

1. Чтение «Истории одного города» (главы «Опись градоначальникам» и «Органчик», «Подтверждение покаяния»).

2. Биография писателя.

поурочный план, 10 класс, русская литература