Цели: актуализировать знания учащихся; закрепить навыки работы с нормативными текстами; развивать умение аргументировать свой выбор и свою позицию.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
(Перед изучением нового материала можно провести беседу для актуализации знаний учащихся.)
– Какую сферу общественных отношений регулирует государственное, или конституционное, право? (Основы конституционного строя, правовой статус личности, порядок формирования и функции высших органов власти и управления.)
– Что такое конституция? (Нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие. Это означает, что ни один закон не должен противоречить конституции и на статьи конституции можно ссылаться при рассмотрении любого вопроса в судебном или ином порядке.)
– Когда была принята действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г. входе всенародного референдума.)
Октроированная конституция вводится указом главы государства.
(Затем учитель организует групповую работу по карточкам.
На подготовку ответов отводится до 25 минут. Учитель контролирует темп изучения материала, оказывает помощь. Для выступления каждой группе выделяется до 5 минут и до 2 минут для ответа на вопросы учащихся из других групп.)
Карточка 1 (задания для наиболее подготовленных учащихся)
1. Руководитель администрации города Н. отказывается платить налоги в федеральный бюджет, мотивируя это тем, что налоги слишком велики. Правительство настаивает на их выплате и отстраняет его от должности. Как разрешается данный конфликт в соответствии с Конституцией РФ? (Ст. 71, 114.)
2. Большинство жителей одного из регионов России выдвигают требование об отмене преподавания на русском языке и введении обучения на родном языке. Конституционно ли это требование? (Ст. 68.)
3. Популярный политик создает партию и предлагает предоставить неограниченные права его партии в случае ее победы на выборах в Государственную Думу. Являются ли эти предложения конституционными? (Ст. 134.)
2 Т.П. Бегенеева
4. Президент предлагает кандидатуру Председателя Правительства. Государственная Дума отвергает ее. Эта ситуация повторяется трижды. Что может сделать Президент для разрешения сложившегося положения?
5. Два субъекта Российской Федерации имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем? Каким образом? (Ст. 67.)
Карточка 2. Основы конституционного строя РФ
Прочитайте статьи 1, 2, 3, 5, 6, 10, 11, 15, 32, 60, 81 Конституции РФ и дайте характеристику:
• конституционного статуса государства Российская Федерация;
• сущности народовластия и формам его осуществления.
Карточка 3. Федеративное устройство РФ
Подготовьте выступления по темам:
• Российская Федерация как суверенное государство (территория, государственный язык, государственные символы, разграничение полномочий, принципы внешней политики);
• конституционный статус субъектов федерации.
Карточка 4. Федеральное Собрание – парламент РФ
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:
• конституционный статус депутата федеральных органов власти;
• составить схему «Структура, способы формирования и состав Федерального Собрания Российской Федерации»;
• компетенция и регламент деятельности российского парламента;
• основания и порядок роспуска Государственной Думы.
Карточка 5. Президент РФ
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:
• условия избрания Президента РФ и его конституционный статус;
• компетенция и ответственность Президента РФ;
• порядок прекращения полномочий Президента РФ.
Карточка 6. Правительство РФ
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:
• порядок формирования и состав Правительства РФ;
• компетенция и ответственность Правительства РФ;
• порядок отставки и сложения полномочий;
• Председатель Правительства: порядок назначения и правовой статус.
Карточка 7. Местное самоуправление
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:
• конституционно-правовые основы местного самоуправления;
• почему органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (их нормативные акты действуют на ограниченной территории, а нормативные акты органов госвласти действуют на всей территории)-,
• как предотвратить возможные злоупотребления руководителей местного самоуправления?
Карточка 8. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и ответьте на вопросы:
• каков порядок пересмотра Конституции РФ и внесения конституционных поправок;
• реален ли пересмотр Конституции РФ в нынешних условиях?
III. Закрепление изученного материала
Тест
1. Каково второе название конституционного права?
а) основное право;
б) государственное право;
в) управленческое право.
2. Какова связь между конституцией и остальными законами государства?
а) конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
б) все законы страны ориентируются на содержание конституции;
в) между нормами конституции и остальными законами существует равенство.
3. Какие характеристики Российского государства закреплены в ст. 1 Конституции РФ?
а) демократическое государство;
б) социалистическое государство;
в) общественное государство;
г) федеративное государство;
д) союзное государство;
е) конфедеративное государство;
ж) правовое государство;
з) государство с республиканской формой правления;
и) светское государство;
к) социальное государство; л) суверенное государство.
4. Высшей ценностью в Российской Федерации по Конституции РФ является:
а) промышленный потенциал;
б)государство;
в) человек, его права и свободы.
5. Какие формы собственности указаны в ст. 8 Конституции РФ?
а) колхозная;
б) частная;
в)личная;
г) государственная;
д) общественных организаций;
е) муниципальная;
ж) иностранных граждан;
з) кооперативная.
6. Укажите, кто в Российской Федерации осуществляет государственную власть.
а) Генеральный прокурор РФ;
б) Президент РФ;
в) Центральный банк РФ;
г) Федеральное Собрание;
д) Администрация Президента РФ;
е) Правительство РФ;
ж) Ассоциация товаропроизводителей России;
з) Общество потребителей России;
и) суды РФ.
7. Кто является главой государства РФ?
а) Председатель Правительства РФ;
б) Президент РФ;
в) Председатели палат Федерального Собрания (спикеры).
8. Высший исполнительный орган власти в РФ – это:
а) Совет министров РФ;
б) Кабинет министров РФ;
в) Правительство РФ.
9. Законность и правопорядок в РФ от имени государства поддерживает:
а) Генеральная прокуратура РФ;
б) Верховный Суд РФ;
в) Президент РФ.
10. Какие вопросы нельзя решать путем референдума?
а) вопрос об объявлении войны;
б) вопрос о принятии конституции;
в) вопрос о пересмотре действующего закона.
11. По какой избирательной системе проводятся выборы по одномандатным избирательным округам?
а) по пропорциональной системе;
б) по селекционной системе;
в) по мажоритарной системе.
12. Кем является народ при демократии?
а) субъектом власти;
б) высшим источником власти;
в) объектом обмана со стороны властных структур.
13. Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления?
а) пассивное избирательное право;
б) активное избирательное право;
в) классическое избирательное право.
14. По какой избирательной системе места в парламенте занимают представители партий, которые получили на выборах количество голосов, превышающих установленный процентный барьер?
а) по пропорциональной системе;
б) по селекционной системе;
в) по мажоритарной системе.
Правильные ответы: 16; 26; За, г, ж, з; 4в; 56, г, е; 66, г, е, и; 76; 8в; 9а; 10а; 11 в; 126; 13а; 14а.
Домашнее задание
1. С. 9 (Кравченко).
2. С. 268-269 (Боголюбов).
3. Глава 2 Конституции РФ, повторить классификацию основных прав человека и гражданина.
4. Написать эссе. «Всякая власть предполагает минимум права; всякое право предполагает минимум власти» (Б. Вышеславцев). Как вы понимаете эту мысль?