Уроки 58-59. Работа с учебным текстом, тренинг ЕГЭ, часть С

0
997
информация

Цели: закрепить навыки работы с учебным текстом.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Фронтальная работа с учебным текстом

Перед началом работы учитель напоминает, что для правильного выполнения заданий к тексту необходимо выполнить два условия:

• определить смысл вопроса, т. е. увидеть главные слова и понять, в чем сущность вопроса;

• для аргументации своего ответа опираться на цитирование текста и приводить собственные примеры.

Задание 1

Прочитайте тексты и ответьте на вопросы:

1. Какие виды книг выделяет Ф. Петрарка?

2. Сформулируйте не менее двух общих утверждений о книгах, которые высказывают Р. де Бери и Ф. Петрарка.

3. Приведите не менее трех аргументов авторов текстов о преимуществах самообразования с помощью книг.

4. Приведите не менее трех аргументов, почему устарела оценка роли книги в образовании и самообразовании, данная мыслителями XIV и XV вв., или почему эта оценка сохраняет актуальность в XXI в.

Ричард де Бери, XV в.

Какое огромное наслаждение познания скрывается в книгах! Как легко и откровенно доверяем мы книге тайну своего невежества! Книги – учителя, наставляющие без розог и линейки, без брани и гнева, без уплаты жалованья натурой или наличными. Пойдешь к ним – они не дремлют, спросишь у них о чем-нибудь – они не убегают, ошибешься – они не насмехаются. Вот почему сокровищница мудрости дороже любых сокровищ. И тот, кто считает себя приверженцем истины, счастья или даже веры, неизбежно должен быть приверженцем книг.

Франческо Петрарка, XIV в.

У меня есть друзья, чье общество мне необычайно дорого: они принадлежат разным векам и разным странам… Нет ничего проще для меня, чем встретиться с ними, ибо они всегда к нашим услугам – я могу призвать их к себе и отправить прочь, когда только пожелаю… Одни повествуют мне о делах минувших, другие открывают мне тайны природы. Одни учат меня, как надо жить, другие – тому, как надо умирать. Одни занимательностью своею гонят тоску и оживляют мои душевные силы; другие укрепляют мой разум, советуют мне, как обуздывать страсти и надеяться только на самого себя. Словом, они отпирают передо мною замки ко всем наукам и ко всем искусствам и благодаря их заботам я готов к любой случайности.

(Примерный ответ.

1. Ф. Петрарка выделяет книги о делах минувших (историческая литература);

• книги о тайнах природы (естественно-научная литература);

• книги, которые гонят тоску и оживляют душевные силы (сентиментальная литература);

• книги, которые укрепляют разум (научная литература), учат обуздывать страсти (психологические сочинения), надеяться на себя.

2. Общие утверждения:

• книги как живые люди, общение с которыми человеку необходимо;

• легкость, доступность, простота, наслаждение от чтения;

• книги удовлетворяют познавательные, интеллектуальные, духовные потребности человека.

3. С книгами комфортно, потому что не стыдно за собственное невежество; доступность знаний, возможность обратиться к книгам в удобное для читателя время; обеспечивается многократность обращения к книге; относительная малозатратность самообразования.

4. Истина посередине. XXI в. – это век информационных технологий, век компьютеров и Интернета. К сожалению, компьютер пока не доступен каждой российской семье. Да, скоро все школы будут подключены к Интернету, но время доступа к нему и пребывания в школе ограничено. Книги же можно взять в библиотеке и читать в удобное для себя время.

Повышается престижность образования. Одним из признаков конкурентоспособности на рынке труда является способность к непрерывному самообразованию, к умению постоянно пополнять свои знания.)

Задание 2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1. Как понимает Кант главную задачу воспитания?

2. Как понимает Кант главную задачу самовоспитания?

3. Почему Кант называет воспитание искусством?

4. Как соотносятся между собой социализация и воспитание?

О педагогике

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитание… В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы…

В человечестве заключено много задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения… Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путем воспитания развивать все природные способности человека.

Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело-развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».

Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чем обязанность человека… Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете.

И. Кант

(Примерный ответ.

1. Кант выделяет главную задачу воспитания:

• развивать природные способности и раскрывать свойства человека;

• усовершенствовать человеческую природу;

• передавать человеку опыт поколений.

2. Кант определяет главную задачу самовоспитания:

• развивать свои способности к добру;

• развивать в себе нравственные качества;

• научиться делать выбор между добром и злом, счастьем и несчастьем;

• самому себя совершенствовать, образовывать.

3. Воспитание – это искусство развития природных задатков человека на основе усвоения опыта предыдущих поколений.

4. Понятие «социализация» шире понятия «воспитание».

Социализация предполагает процесс усвоения индивидом общественных норм поведения; процесс усвоения индивидом общественных ценностей; умение найти свое место в обществе.

Воспитание – это целенаправленное воздействие общества на индивида с целью передачи ему необходимых общественных ценностей и норм поведения.)

III. Самостоятельная работа

Карточка 1

Прочитайте фрагмент Федерального закона «О рекламе» и ответьте на следующие вопросы:

1. Какая реклама согласно закону считается неэтичной?

2. Почему к категории неэтичной отнесена реклама, порочащая государственную символику?

3. Какие меры защиты от размещения неэтичной рекламы предусматривает законодатель? Приведите не менее двух примеров (способов воздействия) на рекламодателей, размещающих неэтичную рекламу.

4. Есть ли, на ваш взгляд, различие между неэтичной и недостоверной рекламой? Свой ответ аргументируйте.

Неэтичная реклама

1. Неэтичной является реклама, которая:

• содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;

• порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;

• порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

Неэтичная реклама не допускается.

2. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

(Примерный ответ.

1. Неэтичная реклама:

• нарушает общепринятые нормы морали;

• нарушает принципы гуманности, порочит объекты искусства;

• содержит оскорбительные слова и выражения о правовом статусе гражданина и человека;

• порочит государственную символику;

• содержит оскорбления в адрес главы государства, государственных органов РФ, Конституции РФ или иных нормативных актов.

2. Государственные символы находятся под особой защитой государства; с ними связаны честь и достоинство страны; оскорбление символов государства ущемляет интересы всех граждан государства; подобные действия влияют негативно на воспитание уважительного отношения к государственной символике вообще и патриотизма, на воспитание толерантности.

3. Размещение неэтичной рекламы запрещено законом; физические и юридические лица имеют право обратиться за защитой чести и достоинства в суд или арбитраж; можно требовать опровержения неэтичной рекламы в тех же СМИ, в которых она была размещена.

Кроме государства и закона общество может воздействовать на рекламодателя, не покупая данный товар и отказывая в доверии тем СМИ и рекламным агентствам, которые регулярно публикуют подобную рекламу (не подписываясь на эти СМИ и/или не приобретая их в розничной продаже).

4. Различия есть. Неэтичная реклама может содержать достоверную информацию о товаре или услуге. Неэтичной в этом случае будет форма рекламы.

Недостоверная реклама всегда содержит необъективные, заведомо ложные сведения о товаре или услуге.)

Карточка 2

Прочитайте фрагмент Федерального закона «О рекламе» и ответьте на следующие вопросы:

1. Почему законодатель предусматривает необходимость особого регулирования рекламной продукции для несовершеннолетних?

2. Перечислите специальные требования к рекламе для несовершеннолетних, предусмотренные законом.

3. Почему в законе рекламодателям запрещено подрывать авторитет старших?

4. Почему в законе строго оговаривается недопустимость создания у несовершеннолетних нереального, искаженного представления о цене рекламируемого товара?

О рекламе

Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы:

1. При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются:

• дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних;

• внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;

• привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними, а также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект;

• размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;

• преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних;

• создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) товара для несовершеннолетнего, в частности путем применения слов «только», «всего» и тому подобных, а также путем прямого или косвенного указания на то, что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета.

10 Т.П. Бегенеева

2. Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается.

(Примерный ответ.

1. Несовершеннолетние потребители имеют ряд особых качеств:

• у них мало практического опыта;

• они излишне доверчивы;

• они эмоционально восприимчивы, быстро увлекаются;

• они легче поддаются внушению;

• у них недостаточно знаний и информации.

2. Рекламная продукция для несовершеннолетних не должна:

• подрывать авторитет старших;

• заставлять детей оказывать давление на родителей, чтобы они купили товар;

• показывать преимущества обладателя товара перед сверстниками;

• показывать несовершеннолетних в рискованных или экстремальных ситуациях.

3. Уважение к старшим и родителям – одна из важнейших норм общечеловеческой морали;

• хотя от старших часто зависит, сможет ли ребенок получить ту или иную вещь, нельзя этого добиваться любыми средствами;

• родители несут ответственность за детей;

• взаимное уважение и ответственность – основа семейного благополучия и семейного воспитания.

4. Несовешеннолетний не зарабатывает достаточно денег и не содержит семью;

• подобное действие может подорвать семейный бюджет;

• ребенок должен знать цену денег;

• у ребенка не должно формироваться потребительское отношение к родителям, семье.)

Карточка 3

Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие действия, по мнению М. Вебера, можно считать социальными?

2. Сводится ли понятие социального действия к социальной активности?

3. Почему личность человека проявляется именно в поведении? Как соотносятся понятия «поступок» и «социальное действие»?

4. Приведите не менее трех примеров социального действия.

5. Приведите не менее трех примеров, которые не могут быть названы социальными.

1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. (Так, например, деньги служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочисленных незнакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)…

2. Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта-является уже социальным действием.

3. Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей, ни б) тому, на которое влияет поведение других, а) Если многие люди на улице открывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действие человека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия для защиты от дождя, б) Известно, что на поведение человека оказывает сильное влияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся массы людей… Такое поведение определяется как поведение, обусловленное массовостью…

Подобное поведение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия в толпе как таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство и не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социального действия в установленном нами значении. Правда, различие здесь с уверенностью провести трудно.

М. Вебер

(.Примерный ответ.

1. М. Вебер к социальному действию относит как само действие, так и бездействие в определенной ситуации (невмешательство или терпеливое приятие).

Социальными являются действия, ориентированные на поведение других.

2. Именно в поведении проявляются моральные и иные качества личности.

Названные понятия являются синонимами.

3. Примеры социального действия:

• участие в манифестации;

• выполнение распоряжения начальника цеха;

• поездка в санаторий;

• выступление на конференции и т. д.

4. Примеры действия, которое не может быть названо социальным:

• пошив для себя нового платья;

• купание в водоеме;

• сбор лекарственных растений для себя.)

IV. Итог урока

Учитель собирает письменные ответы, чтобы проверить их к следующему уроку.

Учитель также может организовать обсуждение, спрашивая варианты ответов после того, как сданы ответы, тексты, по которым идет обсуждение, раздаются всем учащимся. В ходе фронтальной работы корректируются возможные ответы и учащиеся могут примерно оценить свои ответы.