Уроки 133-134. Смысловые частицы
Цель: показать разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определенных стилях речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, выразительное чтение, тренировочные упражнения, словарная работа.
Ход урока 1
I . Лингвистическая разминка
– Запишите куплет песни, объяснить орфограммы и пункто граммы, определите роль и значение частиц. (Можно вклю чить аудиозапись песни.)
Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, – Тем более что жизнь короткая такая.
БШ. Окуджава
П. Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение нескольких творческих работ по упраж нению 364.
III . Изучение темы «Смысловые частицы»
1. Слово учителя.
Ознакомимся со вторым разрядом частиц. Он гораздо шире, функции частиц этого разряда разнообразнее. Чтобы правильно оп ределить значение частицы, надо, как вы догадываетесь, вдуматься в смысл предложения, в котором данная частица «работает».
Сегодня коснемся лишь некоторых значений смысловых частиц. Кстати, в только что произнесенном предложении тоже есть смы словая частица -лишь, она вносит ограничительное значение.
Самостоятельное изучение теоретического материала учеб ника-§ 64, с. 168.
Беседа по вопросам.
Какова роль смысловых частиц?
Что выражают смысловые частицы?
В каких стилях речи чаще всего употребляются смысловые частицы?
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 365: устно.
Упражнение 366: выразительное чтение, определение частиц. Комментарий. В восклицательном предложении частица что
за служит для усиления восклицания. Глаголы в условном наклонении: было б, поскакал бы. В предложениях со смысловыми час тицами очень важна верная интонация, выразительность речи.
Упражнение 367: выразительное чтение, комментированное письмо; морфологический разбор слова чуть выполняем на доске и в тетрадях.
Упражнение 368: выразительное чтение, беседа по вопросам, письменное выполнение.
V . Словарная работа
– Запишите слова, помещенные в рамках на с. 165, 168, в сло варики, составьте с ними предложения с использованием
смысловых частиц:
Чемпион, предварительный.
Домашнее задание
§64.
Упражнение 369.
Записать примеры предложений со смысловыми частицами в словарики.
Ход урока 2
I . Лингвистическая разминка
– Запишите предложения, поясните значения смысловых частиц.
1) Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.
(А.А. Ахматова.)
(Частица вот служит для указания.)
2) Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К.И. Чуков ский.)
(Частица неужели выражает вопрос.)
3) Как же мне не веселиться, не грустить от разных бед!
(Частица как выражает восклицание, смену настроений.)
II . Проверка домашнего задания
Расскажите, что вы знаете о смысловых частицах.
Упражнение 369: проверка по цепочке.
В это время двое учеников на доске выполняют морфологиче ский и синтаксический разбор.
3. Чтение составленных или найденных в текстах предложений
со смысловыми частицами.
III . Выполнение упражнений
1. Упражнение 370: устный разбор, обсуждение вопросов, пись менное выполнение.
Фонетический и морфологический разбор выполняем на доске и в тетрадях.
2. Упражнение 371: устно: повторение правил орфографии, со держащих частицы.
Синтаксический разбор – письменно.
3. Упражнение 372: устный разбор, обсуждение вопросов, пись менное выполнение.
4. Упражнение 373: выразительное чтение, самостоятельная работа.
Домашнее задание
§ 64.
Упражнение 374.